Списание моющих средств в бухгалтерском учете

Учет расходов на хозяйственные и канцелярские товары

Организация (общий режим налогообложения) приобретает хозяйственные товары (моющие средства, туалетная бумага, мыло и так далее), канцелярские товары, материалы для текущего ремонта основных средств, несет расходы по заправке картриджа. Как учесть данные расходы в бухгалтерском и налоговом учете?

Налоговый учет

Учет хозяйственных товаров

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом указанные расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 254 НК РФ предусмотрено, что к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).

Как уточняет Минфин России в письме от 11.04.2007 N 03-03-06/1/229, к подобным затратам могут быть отнесены расходы на приобретение хозяйственных товаров и бытовой химии (туалетной бумаги, одноразовых бумажных полотенец, салфеток, чистящих средств и так далее) (смотрите также письма Минфина России от 01.09.2006 N 03-11-04/2/182, УФНС России по г. Москве от 01.02.2010 N 20-14/2/009255@).

Кроме того, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. При этом НК РФ не уточняет, что понимается под обеспечением нормальных условий труда и какие затраты относятся к такому обеспечению.

Статья 223 ТК РФ относит к обязанностям работодателя обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда. В целях реализации этого требования в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки.

Таким образом, расходы налогоплательщика по обеспечению работников и санитарно-бытовых помещений организации санитарно-гигиеническими принадлежностями и оборудованием, в частности такими как моющие средства, туалетная бумага, мыло, полотенца, хозяйственный инвентарь, организация может учесть для целей налогообложения прибыли и на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Аналогичная точка зрения представлена, например, в письме УФНС РФ по г. Москве от 06.10.2006 N 20-12/89121.1.

Арбитражная практика также свидетельствует о том, что расходы организации на приобретение предметов личной гигиены и бытовой химии являются обоснованными (постановления ФАС Московского округа от 27.12.2006 N КА-А40/12681-06, ФАС Поволжского округа от 03.07.2007 N А65-20634/06 и от 02.11.2004 N А55-17257/03-29).

При этом полагаем, что поименованные выше расходы учитываются для целей налогообложения прибыли по мере их списания в производство (п. 2 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, расходы, связанные с приобретением хозтоваров, могут быть учтены на основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ либо на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

С учетом предъявляемых п. 1 ст. 252 НК РФ требований документально подтвердить расходы организации на приобретение предметов бытовой химии и личной гигиены можно, например, при наличии требования-накладной (форма М-11), акта списания материалов. Кроме того, для документального подтверждения расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, помимо накладной и акта, необходимо также наличие внутреннего документа, в котором будут сформулированы меры по обеспечению санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда.

Учет канцелярских товаров

В соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на канцелярские товары. Таким образом, расходы на канцелярские товары могут быть учтены в соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 01.02.2010 N 20-14/2/009255@).

Расходы на заправку картриджа

По нашему мнению, затраты, связанные с заправкой картриджей, также могут быть отнесены к материальным расходам и учтены для целей налогообложения прибыли на основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ (письма Минфина России от 08.02.2007 N 03-11-04/2/26, УМНС по г. Москве от 01.12.2004 N 21-09/77274).

Учет материалов, приобретенных для текущего ремонта

На основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на содержание и эксплуатацию основных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Согласно п. 1 ст. 324 НК РФ в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами.

Таким образом, стоимость материалов, использованных при ремонте (ремонте основных средств), может быть учтена в составе расходов на основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ или на основании п. 1 ст. 260 НК РФ. При этом, повторим, п. 4 ст. 252 НК РФ предусматривает, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Бухгалтерский учет

Указанные в вопросе канцелярские товары, хозяйственные товары, строительные материалы, приобретенные для ремонта, принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов по фактической себестоимости, равной сумме фактических затрат на их приобретение (за исключением НДС) (п.п. 2, 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации предназначен счет 10 «Материалы».

Стоимость активов, принятых к учету в качестве МПЗ, в бухгалтерском учете списывают единовременно при отпуске в производство. Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада (кладовой) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации (п.п. 90, 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее — Методические указания), утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

В бухгалтерском учете списание МПЗ в расходы осуществляется одним из методов, предусмотренных п. 16 ПБУ 5/01: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). Выбор применяемого метода отражается в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 73 Методических указаний).

По нашему мнению, если приобретенные активы используются для производственных целей, то их стоимость относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации») и учитывается на счетах учета затрат (20, 23, 25, 26, 44). Признаются данные расходы в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место (п.п. 16, 17, 18 ПБУ 10/99).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Степовая Яна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мельникова Елена

17 февраля 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Учет чистящих и моющих материалов для соблюдения санитарно-эпидемиологических правил в образовательных учреждениях

«Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 1

Обязанность соблюдения санитарно-эпидемиологических правил в учебных заведениях установлена отдельными Постановлениями Главного санитарного врача РФ (их перечень будет приведен ниже). В них перечислены определенные требования к содержанию учебных и производственных помещений, чистоте иного имущества и инвентаря образовательных учреждений. Выполнения этих требований нельзя достичь без применения чистящих и моющих средств. В статье рассмотрен порядок отражения операций по их приобретению и выдаче в бухгалтерском учете и признания соответствующих затрат в целях обложения налогом на прибыль.

Нормативные документы, устанавливающие требования к содержанию помещений и иного имущества

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В частности, учебные заведения обязаны соблюдать утвержденные Главным санитарным врачом РФ следующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:

  • Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденные Постановлением от 23.07.2008 N 45. Эти Правила направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

В разд. 5 «Требования к санитарному состоянию и содержанию помещений и мытью посуды» этих Правил, в частности, указано, что для обработки посуды, проведения уборки и санитарной обработки предметов производственного окружения используют разрешенные к применению в установленном порядке моющие, чистящие и дезинфицирующие средства согласно инструкциям по их применению;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03, утвержденные Постановлением от 26.03.2003 N 24. Данные Правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. Ими предусмотрены требования к санитарному содержанию помещений, санитарно-технического оборудования и организации питания с применением чистящих и дезинфицирующих средств;
  • Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденные Постановлением от 28.11.2002 N 44. В них также предусмотрено, что в учреждениях проводится ежедневная влажная уборка помещений с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств. Места общего пользования (туалеты, буфет, столовая и медицинский кабинет) всегда убирают с применением дезинфицирующих средств. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию независимо от эпидситуации;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.41251-03, утвержденные Постановлением от 03.04.2003 N 27. Упоминание об использовании чистящих и дезинфицирующих средств при выполнении требований к санитарному содержанию помещений, санитарно-техническому оборудованию и организации питания присутствуют и в данном документе;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. СанПиН 2.4.41204-03, утвержденные Постановлением от 17.03.2003 N 20. В них также предусмотрено, что требования к содержанию помещений, оборудования и инвентаря оздоровительных лагерей предполагают использование чистящих и дезинфицирующих средств.
Читать еще:  Бухгалтерский учет в строительной организации практическое пособие

Во всех перечисленных СанПиН предъявляются определенные требования к содержанию помещений, оборудованию и иному имуществу учреждения. В них конкретно указано, как и с помощью каких чистящих, моющих и дезинфицирующих средств достигается соблюдение этих требований.

Бухгалтерский учет чистящих и моющих средств Поступление и выдача

В целях реализации санитарно-эпидемиологических требований для осуществления мероприятий по обработке (уборке) помещений учреждения образования обязаны приобретать чистящие, моющие и дезинфицирующие средства (далее — хозяйственные материалы).

Согласно Приказу N 74н расходы по приобретению хозяйственных материалов относят на ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Приказ Минфина России от 24.08.2007 N 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

В соответствии с п. 49 Инструкции N 25н хозяйственные материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ), на основании первичных учетных документов (накладных поставщиков). Аналитический учет осуществляется в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Отражение в учете операций по перемещению хозяйственных материалов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов на основании Требования-накладной (ф. 0315006) и Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Согласно п. 66 Инструкции N 25 для учета хозяйственных материалов применяется счет 105 06 000 «Прочие материальные запасы».

Их поступление в учреждение отражается следующей проводкой:

Дебет счета 1 (2) 105 06 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»

Кредит счета 1 (2) 302 22 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов».

В Письме УФНС по г. Москве от 06.10.2006 N 20-12/89121.1 организациям разъяснено, что учитывать затраты по закупке хозяйственных материалов нужно не в момент приобретения этих товаров, а по мере их отпуска и списания, что, естественно, должно подтверждаться соответствующими документами. Эти разъяснения были даны в целях налогообложения, однако, по мнению автора, их можно применить и для бухгалтерского учета.

Таким образом, списание хозяйственных материалов нужно оформлять Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). Пунктом 55 Инструкции N 25н предусмотрено два метода определения фактической стоимости материальных запасов при их списании (отпуске): по фактической стоимости каждой единицы и по средней стоимости. Выбранный учреждением метод закрепляется положениями учетной политики.

В регистрах бухгалтерского учета операция по списанию хозяйственных материалов сопровождается проводкой:

Дебет счетов 1 401 01 272 «Расходование материальных запасов», 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

Кредит счета 1 (2) 105 06 440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов».

Пример. Лицеем приобретены за счет бюджетного финансирования моющие средства на сумму 1540 руб. (НДС — 234,92 руб.), в том числе по цене 22 руб. — 20 шт., по цене 20 руб. — 30 шт., по цене 25 руб. — 20 шт. Данные средства были получены, оприходованы, поставлены в подотчет завхозу и оплачены. Произведена выдача 20 шт. моющих средств уборщицам для уборки помещений (месячная потребность), которые по окончании месяца списаны в соответствии с актом.

В бухгалтерском учете данные операции следует оформить следующими проводками:

Списание осуществляется по средней стоимости: 1540 руб. / 70 шт. = 22 руб.

Как видно из примера, выдача хозяйственных материалов на нужды учреждения производится исходя из месячной потребности в них. Но на законодательном уровне каких-либо норм не утверждено. Однако следует учитывать изложенный в ст. 34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Поэтому списание хозяйственных материалов должно осуществляться с учетом положений этой статьи.

Таким образом, отсутствие централизованно утвержденных норм потребности в них указывает на то, что учреждениям нужно разработать и утвердить их своими внутренними локальными актами. Определить потребность в хозяйственных материалах можно либо на основании сложившихся фактических данных, либо норм потребления, рассчитанных самим учреждением. Такой расчет следует делать комиссионно.

При использовании любого метода расчета потребности в хозяйственных материалах результаты расчета оформляются актом и подписываются всеми членами комиссии. Затем издается приказ (распоряжение) об утверждении норм потребности в хозяйственных материалах, необходимых для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, либо они предусматриваются учетной политикой учреждения.

Разрабатывая нормы потребности в хозяйственных материалах, следует также предусмотреть их увеличение в связи с возникновением эпидемий.

Налогообложение

При приобретении хозяйственных материалов за счет средств от деятельности, приносящей доход, нужно определиться с тем, учитываются ли затраты на их покупку при исчислении налога на прибыль.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам учреждения относятся затраты на приобретение материалов, используемых на хозяйственные нужды. В то же время следует соблюдать требования п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно которому учесть в составе расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль можно лишь обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В целях обоснованности произведенных затрат на приобретение хозяйственных материалов следует исходить из необходимости соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, установленных вышеуказанными СанПиН. Поскольку соблюдение санитарных норм и правил является законодательной обязанностью работодателя, расходы по приобретению моющих и чистящих средств являются обоснованными.

Таким образом, указанные расходы на полном основании можно учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Такой же вывод сделан в Письме Минфина России от 11.04.2007 N 03-03-06/1/229 при ответе на частный вопрос о правомерности включения в состав расходов при исчислении налога на прибыль затрат на приобретение хозяйственных товаров и бытовой химии (туалетной бумаги, одноразовых бумажных полотенец, салфеток, чистящих средств и так далее). Финансовым органом, в частности, отмечено, что расходы налогоплательщиков на приобретение хозяйственных товаров и бытовой химии относятся к расходам на хозяйственные нужды и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ.

По вопросу включения в состав затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, расходов на хозяйственные нужды имеется положительная арбитражная практика. Например, ФАС МО в Постановлении от 27.12.2006 N КА-А40/12681-06 указал, что чистящие, моющие и иные аналогичные средства приобретаются с целью соблюдения установленных санитарно-гигиенических требований и содержания помещений в надлежащем состоянии, в связи с чем затраты на их покупку в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Расход и списание моющих средств в бюджетных учреждениях: нормы в 2019 году

Расскажем, как рассчитать нормы списания моющих средств. В статье вы можете скачать таблицу: Типовые нормы списания моющих средств в бюджетных учреждениях на уборку помещений, для мытья посуды и стирки.

Скачайте таблицу типовых норм и применяйте ее в образовании, здравоохранении, дошкольных и других учреждениях.

Нормы расхода и списания моющих средств в учреждениях

На законодательном уровне списание расходов по использованию моющих средств в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии со следующими основными нормативно-правовыми документами:

Приказ Минздравсоцразвития № 1122 н от 17.12.10 г. – здесь утверждены типовые нормы для списания различных моющих средств по выполняемым видам работ.

Приказ Минжилкомхоза РСФСР № 330 от 16.07.86 г. – инструкция утверждает технологию обработки на прачечных белья 4 гр. в медучреждениях.

СанПин 42-128-4690-88 СанПиНы 2.4.1.3049-13, 2.4.2.2821-10, 3.5.1378-03 – здесь утверждены порядок и нормы проведения дезинфекций в общеобразовательных дошкольных учреждениях, то есть детских садиках.
Постановление Госкомтруда СССР № 469 от 29.12.90 г. – в этом документе приведены нормы времени по уборке помещений различного назначения – от бытовых до служебных.

Читать еще:  Учет полуфабрикатов собственного производства проводки

ГОСТ Р 51870-2002– госстандарт регулирует порядок оказания бытовых услуг по уборке. ветучреждениях.

Помимо Приказа № 1122н типовые нормы по расходованию средств для уборки (моющих) утверждены в:

Приказе Суддепартамента при ВС России № 37 от 28.08.98 г. – нормирование средств, инвентаря, инструментов для уборки приведено для учреждений и/или органов судебной системы при ВС России.

Приказе Минюстиции ФСИН России № 787 от 27.09.05 г. – для органов и/или учреждений ФСИН России.

Приказе ГУ Здравоохранения ИК Ленинградского ГСНД № 104 от 11.02.85 г. – о нормировании списания моющих средств в целях санитарно-гигиенических нужд медучреждений.

Распоряжении Главветуправления Моск. обл № 419 от 10.05.12 г. – о нормировании расходов в ветучреждениях.

В таблице ниже смотрите нормы для уборки помещения, мытья посуды, пола, стекол, а также стирки, например, спецодежды или белья.

Нормы списания и расхода моющих средств должны использовать учреждения всех отраслей и типов. Например, в дошкольных учреждениях (детском саду), школах, гостиницах, общепите, образовательных учреждениях (школах), в здравоохранении.

Очевидно, что перечисленные документы не могут найти применение во всех учреждениях, как в силу своей специфики, так и из-за давности разработки норм. Кроме того, не во всех документах есть конкретные нормы.

Санпин нормы расхода моющих средств

СанПиН регламентирует процентный состав дезинфицирующих средств в моющих растворах. Соответственно, чтобы определить норму необходимо задействовать инструкцию от производителя того или иного средства.

Применение санитарных норм и правил (Санпин) в отношении норм расхода моющих средств – предмет проверки не санитарно-эпидемиологического надзора, а госнадзора и контроля за соблюдением работодателем обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами. Стандарт такого обеспечения утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н, а контроль проводит государственные инспекции труда.

За нарушение действующих санитарных правил, гигиенических нормативов и требований техрегламентов статья 6.3 КоАП РФ предусматривает предупреждение или административный штраф на:

  • должностных лиц – от 500 до 1 000 рублей;
  • юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности учреждений на срок до 90 суток.

Расход моющих средств на 1 кв м

Так как нет нормативно-правовых актов, регулирующих нормы списания и расхода большинства моющих средств, в бюджетных учреждениях их устанавливают комиссионным способом. Также нормы могут поступить от учредителя. Обычно расход прописывают на 1 кв м.

Пример. Как учредитель устанавливает нормы писания на один квадратный метр

Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области установил нормативы для обеспечения функции своего подведомственного учреждения «Факел». Основная задача учреждения – обслуживание помещений, предназначенных для размещения областных органов исполнительной власти.

Для уборки 1 кв м производственных помещений расход (в литрах) составил по видам моющих средств:

  • дезинфицирующее (белизна) – 0,003,
  • для мытья пола – 0,003,
  • для стекол – 0,001,
  • для чистки ковров – 0,001,
  • полироль для мебели – 0,001 л на 1 кв м.

Учредитель может устанавливать различные коэффициенты, повышающие расход моющих средств на 1 кв м. Например, это может быть увеличение расхода до 5% при:

  • подготовке помещений к проведению значимых мероприятий;
  • ремонтно-строительных работах;
  • организации субботников и прочих волонтерских уборок.

Максимальные коэффициенты не превышают 30%. Понижающие коэффициенты обычно не устанавливают.

Некоторые подведомственные учреждения получают и более укрупненные нормы. Например, в приказе от 28.08.1998 № 37 расходные нормы рассчитаны на 100 и 400 кв м.

Почему нужно обязательно нормировать хозяйственные расходы, читайте в статье

Как рассчитать норму расхода моющих средств

Если учредитель не установил норму расхода моющих средств, то ее рассчитывает учреждение. Принцип расчета можно позаимствовать из пункта 1.11 приказа Минздрава СССР от 03.09.1991 № 254. Так, потребность необходимо определять исходя из:

  • числа планируемых уборок;
  • количества работников (посетителей).

За основу планирования можно взять средние данные о количестве:

  • выполненных за последние, например, два года подобных мероприятий;
  • дезинфекционных препаратов, используемых для одной уборки.

Для определения необходимого количества моющих средств в соответствии с планируемым объемом работ, следует использовать рекомендации конкретных производителей.

При расчете нормы для уборки, еще один принцип расчета можно назвать территориальным. Например, можно выделить уборку:

  • производственных помещений (расчет на кв. м. убираемых помещений);
  • санузлов и туалетов (расчет на 1 прибор или на 1 туалетную комнату, иногда выделяют 1 туалетную комнату VIP);
  • прилегающих территорий.

Отметим, что к приборам относят раковины, унитазы, биде. Кроме того рассчитывают нормы расхода моющих средств для одного уборщика производственных помещений.

В учреждении нормы расхода и списания моющих средств можно установить приказом руководителя:

Расходы на санитарно-гигиенические принадлежности: сборник вопросов-ответов

Забота, то есть внимание к другим людям, — это основа
хорошей жизни, основа хорошего общества.
Конфуций

Организации закупают чистящие и моющие средства, освежители воздуха, мыло, туалетную бумагу, бумажные полотенца, салфетки и другие средства гигиены. Предусмотрены ли нормы для таких расходов? Когда расходы на них – это расходы на охрану труда , а когда — «социальные» выплаты работникам? Как эти расходы отразить в бухучете и для налога на прибыль? А что с «зарплатными налогами»? Вопросов немало, и на них есть ответы.

1. В офис закупили чистящие и моющие средства, средства гигиены (мыло, туалетную бумагу, бумажные полотенца, салфетки и др.). Предусмотрены ли нормы расхода (выдачи) их работникам офиса? Как оприходовать их в бухучете?

Нормы выдачи (расхода) чистящих и моющих средств, средств гигиены работникам офиса законодательством не предусмотрены. В бухучете они относятся к запасам и учитываются на сч. 10 «Материалы» .

2. Работникам цеха закупаем мыло. Предусмотрены ли нормы его выдачи (расхода) для таких работников? Если да, то какие?

Да. Наниматель должен обеспечить смывающими средствами, к которым относится мыло, тех работников, которые заняты на работах: с вредными и (или) опасными условиями труда; связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях. Мыло выдается бесплатно из расчета на одного работника в размере не менее 400 граммов в месяц .

Для этого правила есть исключение. В организации могут быть санитарно-бытовые помещения (например, туалеты, душевые и др.), в которых мыло находится в свободном доступе для работников. В этом случае мыло им не выдается .

3. Закупили чистящие и моющие средства, а также туалетную бумагу, жидкое мыло, бумажные полотенца, салфетки и др. Оприходовали их на сч. 10. Когда их можно списать в бухучете? Как оформить списание?

В бухучете такие материалы можно списать как по мере передачи с места (склад, кладовая), где они хранятся, так и по мере их использования. Выбранный порядок списания указывается в учетной политике .

При их списании со сч. 10 надо оформить акт на списание материалов . Форма этого акта не утверждена. Организация разрабатывает ее сама и закрепляет ее применение в учетной политике. Такая форма должна содержать сведения, обязательные для указания в первичных учетных документах .

4. Работникам в цеху оборудовали душевые кабины, комнату приема пищи. Закупаем моющие (чистящие) средства, средства гигиены (мыло, салфетки и др.). Как в бухучете отразить их списание? Можно ли такие расходы учесть при расчете налога на прибыль? А что со страховыми взносами в ФСЗН и Белгосстрах, подоходным налогом?

Расходы на моющие (чистящие) средства, средства гигиены в данном случае включаются в расходы на охрану труда работников . В бухучете такие расходы относятся к условно-постоянным косвенным общепроизводственным затратам (сч. 25 «Общепроизводственные затраты»). Согласно учетной политике их либо включают в себестоимость продукции (сч. 20 «Основное производство» и др.), либо относят к управленческим расходам (субсч. 90-5 «Управленческие расходы») .

При расчете налога на прибыль расходы на охрану труда учитываются в затратах .

Практика сейчас такова, что с выплат социального характера для работников надо начислить страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах. Когда организация несет расходы на охрану труда работника, она ему ничего не выплачивает. Страховые взносы она не начисляет . Такой же подход и для подоходного налога .

5. Взяли в аренду несколько этажей в офисном здании, на которых размещены санузлы. Для них покупаем чистящие (моющие) средства, туалетную бумагу, мыло, бумажные полотенца, салфетки, освежители воздуха и др. Приходуем на сч. 10. При их списании возникают следующие вопросы:

— как списание отразить в бухучете;

— можно ли расходы на них учесть при расчете налога на прибыль;

— надо ли начислить страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах, подоходный налог?

При списании таких материалов необходимо уделить особое внимание документальному оформлению. В данном случае расходы направлены на создание работникам нормальных условий труда в офисе. Полагаем, что их можно отнести к расходам на охрану труда при условии, что связь с такими расходами видна по документам . Перечень этих документов законодательством не утвержден. Организация сама определяет его состав. Отметим, что одного акта на списание материалов тут недостаточно. Он подтверждает только их списание в бухучете. Понадобятся еще документы. Ими, к примеру, могут быть положение или приказ об охране труда вместе с утвержденной сметой расходов. При разработке сметы следует руководствоваться разумным подходом и закладывать в нее рациональные, экономически обоснованные расходы. В смете целесообразно перечислить наименование, количество и (или) стоимость приобретаемых моющих (чистящих) средств, средств гигиены. При их списании в акте на списание материалов целесообразно дать ссылку на это положение (приказ) об охране труда вместе с утвержденной сметой расходов.

Читать еще:  Раздельный учет НДС правило 5 процентов пример

В бухучете расходы на охрану труда в данном случае относятся к управленческим расходам, при налогообложении прибыли учитываются в затратах . Страховые взносы и подоходный налог по расходам организации не начисляются .

6. Для работников оборудовали тренажерный зал вместе с душевыми кабинами и санузлами. Несем определенные расходы, а именно: на туалетную бумагу, мыло, освежители воздуха, моющие (чистящие) средства и др. Как такие расходы отразить в бухучете? А что с налогом на прибыль?

В данном случае расходы организации на туалетную бумагу, мыло и др., используемые в душевых кабинах и санузлах тренажерного зала, с производственной необходимостью для организации и охраной труда работников связать достаточно проблематично. Поэтому полагаем, что они носят социальный характер и отражаются в бухучете на субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности». При расчете налога на прибыль они не участвуют .

Хозяйственный инвентарь в бухгалтерском учете — это.

Хозяйственный инвентарь в бухгалтерском учете — это довольно частый объект. Трудно представить организацию, которая хотя бы раз не приобретала инвентарь или хозяйственные принадлежности для своих нужд. И несмотря на это, учет инвентаря по-прежнему вызывает много вопросов. В нашей статье мы попробуем разобраться, как и в какой последовательности нужно учитывать подобные приобретения.

Что относится к хозяйственному инвентарю и принадлежностям

Что может входить в список инструментов, хозяйственного инвентаря и принадлежностей (далее — материальные ценности, МЦ), никем не определено. Организация сама это регулирует. Обычно в него включаются:

  • офисная мебель и техника;
  • осветительные приборы;
  • канцелярские товары;
  • бытовые приборы;
  • средства, связанные с пожарной безопасностью;
  • средства гигиены;
  • уборочный инвентарь и материалы;
  • инструменты и т. п.

Приобрести подобные товары возможно как по безналичному расчету, так и через подотчетных лиц.

Чтобы организовать бухгалтерский учет, необходимо правильно классифицировать МЦ.

Возможны 2 варианта учета инвентаря:

  • в составе основных средств (ОС);
  • в составе МПЗ.

При любом варианте объекты принимаются к учету по стоимости приобретения, которая складывается из всех связанных с покупкой затрат. В общем случае НДС в эту сумму не входит. В стоимость его включают, только если МЦ используются для необлагаемой этим налогом деятельности (пп. 2, 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).

Бухучет инвентаря и хозяйственных принадлежностей в составе ОС

Инвентарь относят к ОС, если срок его полезного использования — более 12 месяцев, а стоимость — свыше 40 000 руб. (п. 4 ПБУ 6/01). При меньшей стоимости допускается учитывать его в составе МПЗ (п. 5 ПБУ 6/01). При этом стоимостную границу между ОС и МПЗ при указанном выше пределе организация может установить свою. Например, как ОС учитывать объекты стоимостью свыше 20 000 руб., а как МПЗ — более дешевые. Порог стоимости нужно закрепить в учетной политике.

Рассмотрим образец бухгалтерских проводок, которые формируются при поступлении, движении и выбытии ОС.

Бухгалтерская проводка

Действие, документ

Дт 08 Кт 60 (10, 71, 76)

Приобретается ОС. Товарная накладная, форма ОС-1

Выделен НДС. Счет-фактура

Сформирована стоимость ОС. Ему присваивают инвентарный номер и заполняют инвентарную карточку ОС-6

Дт 20 (23, 25, 26…) Кт 02

Начислена амортизация. В бухгалтерском учете есть 4 способа начисления амортизации. Выбранный способ фиксируют в учетной политике

Списана амортизация. Это происходит в момент выбытия, продажи, безвозмездной передачи, недостачи или порчи ОС

Списана остаточная стоимость. В случае если ОС полностью амортизировано, остаточная стоимость равна 0. Форма ОС-4

Это лишь небольшая часть из возможного комплекта проводок по учету ОС в организации.

Что касается документального оформления, в данном случае для инвентаря нужно использовать документы, обычные для оформления ОС либо утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7. Например, такие как:

  • ОС-1 — акт о приеме-передаче объекта ОС;
  • ОС-2 — накладная на внутреннее перемещение объектов ОС;
  • ОС-3 — акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов ОС;
  • ОС-4 — акт о списании объекта ОС (кроме автотранспортных средств) и т. д.

Либо организация может разработать такие документы самостоятельно. Они, напомним, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Далее будем приводить только унифицированные формы.

Какие еще документы могут потребоваться для оформления движения ОС, читайте здесь.

Учет инструментов и хозяйственного инвентаря в составе МПЗ и проводки к нему

Инвентарь со сроком полезного использования до 12 месяцев нужно учитывать в составе МПЗ. Причем независимо от его стоимости.

Он приходуется на склад организации на основании соответствующей первички:

  • ТН (ТОРГ-12);
  • приходника по форме М-4 (можно заменить соответствующим штампом на накладной продавца).

После этого на оприходованные объекты заводят карточки учета, используя, к примеру, форму М-17.

В этот момент в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета 10.9. Корреспондирующий счет зависит от способа поступления МПЗ в организацию.

Во время передачи инструментов и принадлежностей со склада для нужд организации оформляют требование-накладную по форме М-11. Также в качестве первичных учетных документов используют формы М-8, М-15 (утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а).

Какие именно данные указывают при заполнении форм М-11, М-15, читайте в статьях:

Чтобы передать специальные инструменты со склада, необходимо предварительно установить лимиты, которые разрабатываются организацией по решению руководителя.

Форма М-8 применяется как для отпуска специальных инструментов, так и для контроля соблюдения лимита. Ее выписывают в 2 или 3 экземплярах.

МПЗ могут отпускаться со склада в промежуточные подразделения и без указания точного количества необходимого инвентаря. По мере его использования подразделение составляет акты (отчеты) в произвольной форме, но с обязательным раскрытием таких реквизитов, как наименование, количество, стоимость, подтверждение целесообразности его использования. На основании этих актов стоимость МПЗ будет списываться в затраты (пп. 97, 98 Методических указаний).

Способ списания инвентаря в производство необходимо закрепить в УП организации (п. 73 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, п. 16 ПБУ 5/01):

  • по себестоимости каждой единицы запасов;
  • ФИФО;
  • по средней себестоимости.

Подробное описание каждого из вышеприведенных методов см. здесь.

В случае если МПЗ испорчены или потеряны, составляют акт списания с указанием причины выбытия, а потери списывают.

Списание инвентаря в учете отражается следующими бухгалтерскими проводками.

Рассмотрим учет инвентаря в составе МПЗ на примере.

ООО «ЛЕС» в феврале приобрело для работников компьютерные стулья (5 штук) стоимостью 16 155 руб., в т. ч. НДС — 2 464,32 руб.

В УП организации указано, что для целей БУ объекты ОС стоимостью менее 40 000 руб. списывают на расходы при их передаче в эксплуатацию. Одновременно с этим делают запись на забалансовом счете 012 «Материалы, переданные в эксплуатацию». Как только стулья доставили, бухгалтер списал их стоимость на расходы и отразил их передачу в эксплуатацию на забалансовом счете.

В октябре руководством ООО «ЛЕС» было принято решение переехать в новый офис, в котором уже была вся необходимая мебель. В связи с этим было решено продать стулья одному из работников. Сумма сделки составила 11 150 руб. (в т. ч. НДС — 1 700,85 руб.).

В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки.

  • Дт 10.9 Кт 60 — 13 690,68 руб. (приходуем компьютерные стулья);
  • Дт 19 Кт 60 — 2 464,32 руб. (начисляем НДС);
  • Дт 68 Кт 19 — 2 464,32 руб. (принимаем НДС к вычету);
  • Дт 26 Кт 10.9 — 13 690,68 руб. (учитываем в затратах стоимость компьютерных стульев);
  • Дт 012 — 13 690,68 руб. (учитываем компьютерные стулья, переданные в эксплуатацию).
  • Дт 62 Кт 91.1 — 11 150 руб. (отражаем выручку от продажи компьютерных стульев);
  • Дт 91.2 Кт 68 — 1 700,85 руб. (начисляем НДС с выручки);
  • Кт 012 — 13 690,68 руб. (списываем проданные компьютерные стулья).

При формировании расчета по налогу на прибыль за 12 месяцев ООО «ЛЕС»:

  • включаем в расходы за февраль стоимость компьютерных стульев, отнесенную в затраты, — 13 690,68 руб.;
  • включаем в доходы выручку от реализации компьютерных стульев — 8 474,58 руб.

Контроль над движением переданного в эксплуатацию хозяйственного и производственного инвентаря

Выше мы уже сказали, что активы, отвечающие критериям отнесения к ОС и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией, но не более 40 000 руб., могут отражаться в БУ в составе МПЗ. При этом п. 5 ПБУ 6/01 прямо требует, что организация обязана установить контроль над ними, чтобы отслеживать их передвижение и обеспечивать сохранность после передачи в эксплуатацию.

Что касается МЦ, относящихся к МПЗ, устанавливать контроль над их движением организация не обязана, но может это сделать, руководствуясь своими интересами.

Как именно должен осуществляться контроль над инвентарем, никем не определено. Организация сама разрабатывает нормы и правила для его осуществления.

Часто это делают с помощью отдельного забалансового счета, например 012, на котором и ведут учет инвентаря, переданного в эксплуатацию (Дт 012), до момента его списания в связи с истечением срока эксплуатации, продажи, утери и т. п. (Кт 012).

Хозяйственный инвентарь, может оказаться как МПЗ, так и ОС. В зависимости от квалификации имущества избирается и подходящий способ учета и документирования. Основные учетные правила должны иметь обязательное отражение в учетной политике.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector