Что относится к медикаментам в бюджетном учете

Письмо Минфина России от 25 марта 2016 г. N 02-07-10/17036 Об отражении в бухгалтерском учете медикаментов

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения по вопросу отражения в бухгалтерском учете медикаментов и сообщает.

1. Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора материальных запасов в бухгалтерском учете определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

В соответствии с пунктом 100 Инструкции N 157н материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости.

Единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.

В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

При этом учреждение с учетом своей организационной структуры вправе между своими подразделениями, в том числе бухгалтерией и аптекой, распределять функции по учету материальных запасов (медикаментов), например в суммовом выражении и (или) в номенклатурном (детализированном).

Пунктом 119 Инструкции N 157н, пунктом 31 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н, установлено, что медикаменты учитываются в составе материальных запасов на счете 0 105 31 000 «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения».

Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения, с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями.

В то же время согласно пункту 46 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 2.06.1987 N 747 (далее — Инструкция N 747), аналитический учет лекарственных средств (кроме подлежащих предметно-количественному учету) ведется в суммовом выражении по группам ценностей:

медикаменты — лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;

перевязочные средства — марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.;

вспомогательные материалы — бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.;

тара — склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутыли, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно.

Учитывая изложенное, лекарственные средства (кроме подлежащих предметно-количественному учету), отнесенные к группе медикаментов, в бухгалтерском учете, по мнению Департамента, возможно учитывать в суммовом выражении, при условии отражения полной информации об указанных медикаментах (наименование, количество, стоимость и т.д.) в подразделении, ответственном за их сохранность (использование) — аптеке учреждения.

При этом особенности организации учета медикаментов устанавливаются актом учреждения в рамках определения своей учетной политики.

2. Пунктом 108 Инструкции N 157н установлено, что выбытие (отпуск) материальных запасов, в том числе медикаментов, производится по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости.

Применение одного из указанных способов может определяться субъектом учета самостоятельно, отразив указанный способ в рамках формирования своей учетной политики (пункт 6 Инструкции N 157н).

При этом определение средней фактической стоимости материальных запасов производится по каждой группе (виду) запасов и осуществляется в течение финансового года непрерывно.

Таким образом, по мнению Департамента, применение в бухгалтерском учете для разных групп (видов) материальных запасов (например: медикаментов, продуктов питания и т.д.) различных методов списания материальных запасов (по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости) не противоречит требованиям Инструкции N 157н.

Обзор документа

Даны разъяснения об отражении в бухучете медикаментов.

Лекарственные средства (кроме подлежащих предметно-количественному учету), отнесенные к группе медикаментов, в бухучете можно учитывать в суммовом выражении при условии отражения полной информации об указанных медикаментах (наименование, количество, стоимость и т. д.) в подразделении, ответственном за их сохранность (использование), — аптеке учреждения.

При этом особенности организации учета медикаментов устанавливаются актом учреждения в рамках определения своей учетной политики.

Применение в бухучете для разных групп (видов) материальных запасов (например, медикаментов, продуктов питания и т. д.) различных методов списания материальных запасов (по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости) не противоречит требованиям Инструкции по применению Единого плана счетов бухучета.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Что относится к медикаментам в бюджетном учете

Дата публикации 22.02.2019

С 1 января 2019 года статья 340 КОСГУ детализирована подстатьями, в частности, подстатьей 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях», т.е. приобретение одноразовых шприцев, катетеров и т.д. нужно отражать по этому коду. В то же время согласно п. 118 Инструкции № 157н на счете 105 31 учитываются только медикаменты и перевязочные средства.

Читать еще:  Проверка путевых листов списание и учет гсм

На каком счете учитывать изделия медицинского назначения, в т.ч. однократного применения? Нужно ли переносить остатки со счета 105 36 на 105 31 (в части изделий медицинского назначения) или оставить, как есть, но использовать подстатьи 341 и 441 КОСГУ?

С 1 января 2019 года действует новый порядок применения статей (подстатей) КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н). В соответствии с п. 11.4.1 Порядка № 209н приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях, отражается по подстатье 341 КОСГУ.

При отнесении расходов на приобретение отдельных объектов материальных запасов необходимо руководствоваться, в т.ч. Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (п. 3 разд. II методических рекомендаций к порядку применения КОСГУ, направленных письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153). Разъяснения также даны в письме Минфина России от 02.11.2018 № 02-05-10/79114.

Название подстатьи 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» совпадает с названием класса 21 Общероссийского классификатора продукции ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Очевидно, учреждения должны оплачивать по подстатье 341 КОСГУ медицинские материалы и изделия, которые перечислены в классе 21 классификатора. Например, к подстатье 341 КОСГУ относятся расходы на приобретение антибиотиков, лекарственных препаратов, аптечек, сумок санитарных для оказания первой помощи и т.п.

Шприцы, катетеры в продукции класса 21 не поименованы. Согласно ОК 034-2014 (КПЕС 2008) их можно отнести к категории 32.50.13.110 «Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты» класса 32 «Изделия готовые прочие». Таким образом, расходы на приобретение рассматриваемых материалов в 2019 г. относятся на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка № 209н).

Поскольку шприцы одноразовые, катетеры не являются медикаментами и перевязочными средствами, они не учитываются на счете 105 01 «Медикаменты и перевязочные средства». Учет таких материалов должен быть организован на счете 105 06 «Прочие материальные запасы» (п. 118 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н). Соответственно, переносить остатки рассматриваемых материалов на другой аналитический счет не требуется.

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях (нюансы)

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях носит строго регламентированный характер. Правильность учета проверяется ревизорами, а также важна для четкого контроля того, что лекарства имеются в наличии, не повреждены, не испорчены, не украдены.

Основные аспекты учета медикаментов

Учет медицинских средств в лечебных учреждениях, действующих на средства бюджета, ведется согласно инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747. Этот документ действует и на сегодняшний момент. В соответствии с этой инструкцией учитываются лекарства, вакцины, минеральные воды для лечения, материалы, произведенные из лекарственных растений, перевязочные материалы, тара и соответствующие вспомогательные активы.

Некоторые виды лекарств (назовем их особыми) должны учитываться в специально разработанных формах по каждому средству в количественном выражении. Это спирт, ядовитые, содержащие наркотические компоненты, дорогостоящие вещества, а также клинически исследуемые медикаменты и тара. Особые указания по работе с ядовитыми, наркотическими и сильнодействующими средствами и по их учету изложены в приказе Минздрава от 03.07.1968 № 523. В учреждении должны быть назначены сотрудники, которые будут отвечать материально за сохранность препаратов. Кроме этого, руководители лично отвечают за правильное хранение, обоснованное использование и учет лекарств.

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях с аптекой

Инструкция (приказ № 747) содержит четкие правила составления документов, содержащих информацию по движению медикаментов. Медицинские средства принимаются к бухучету по фактической стоимости и в аптеке, и в бухгалтерии организации. В таблице ниже рассмотрены все документы и регистры по поступлению и выбытию медикаментов, обязательные к использованию в аптеке организации (формы утверждены приказом Минздрава от 30.12.1987 № 1337).

Каким образом учитывать в бухгалтерском учете бюджетного учреждения витаминно-минеральные комплексы: как медикаменты или как продукты питания?

На основании каких документов списывать витаминно-минеральные комплексы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При отсутствии разъяснений (рекомендаций) уполномоченных органов принятие решения об отнесении материальных запасов (витаминно-минерального комплекса) к соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета находится в компетенции должностных лиц бюджетного учреждения.

Порядок документального оформления списания витаминно-минерального комплекса зависит от принятого в учреждении решения о порядке его учета.

1. Согласно п. 117 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), объекты материальных запасов учитываются на счете, содержащем помимо аналитического кода группы синтетического счета (п. 37 Инструкции N 157н) соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета. В частности, медикаменты и перевязочные средства учитываются по аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета 1, продукты питания — 2, прочие материальные запасы — 6.

Читать еще:  Учет бензина по топливным картам

Перечни материальных запасов, относимых к тем или иным видам объектов учета, приведены в п. 118 Инструкции N 157н. При этом четкого ответа на вопрос, относятся ли витаминно-минеральные комплексы (далее — ВМК) к медикаментам либо продуктам питания, данная норма не дает. Следовательно, для принятия решения о порядке учета рассматриваемых материалов необходимо дать оценку возможности их отнесения к «медикаментам», «продуктам питания», исходя из определений и перечней, приведенных в нормативно-правовых документах, регулирующих данные отрасли.

Отметим, что принятие решения об отнесении материальных запасов к соответствующей группе аналитического учета находится в компетенции субъекта учета и осуществляется должностными лицами учреждения (смотрите также письма Минфина России от 12.02.2016 N 02-07-10/8036, от 10.09.2014 N 02-07-05/45503). При этом решение должностных лиц о порядке учета тех или иных материалов должно быть основано на их профессиональном суждении.

При принятии такого решения относительно возможности отнесения материальных запасов (в данном случае ВМК) к медикаментам и перевязочным средствам должностные лица могут использовать, в частности, положения:

— ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

— п. 1 «Инструкции. «, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее — Инструкция N 747);

— Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (класс 21 «Лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях»);

— «Примерный перечень медикаментов и перевязочных средств. » (приложение N 10 к приказу Минздрава РСФСР от 03.04.1991 N 54).

Кроме того, вопросы, касающиеся отнесения отдельных видов материальных запасов к медикаментам и перевязочным средствам, находятся в компетенции Министерства здравоохранения Российской Федерации (смотрите также письма Минфина России от 12.02.2016 N 02-07-10/8036, от 10.09.2014 N 02-07-05/45503). В связи с этим, учитывая, что понятие «медикаменты» включает в себя лекарственные средства (п. 1 Инструкции N 747), при определении принадлежности конкретных материальных ценностей к медикаментам может использоваться государственный реестр лекарственных средств, размещенный на портале по ведению государственного реестра лекарственных средств*(1).

При принятии решения об отнесении ВМК к продуктам питания должностные лица учреждения могут основываться на положениях Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008):

— класс 10 «Продукты пищевые»;

— класс 11 «Напитки».

Кроме того, согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 57106-2016 «Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия», утвержденному и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.09.2016 N 1245-ст (далее — ГОСТ Р 57106-2016), витаминно-минеральные комплексы в лечебном питании — специализированные пищевые продукты, представляющие собой порошкообразные смеси, с содержанием витаминов от 50% до 100% от физиологической нормы, изготовленные на основе вещества-носителя с добавлением витаминов, йода, железа и других минеральных веществ.

Анализируя приведенные выше документы, отметим следующее:

1. Витамины, поливитамины, комплексы витаминов относятся к группе «Провитамины, витамины и гормоны; гликозиды и алкалоиды растительного происхождения и их производные; антибиотики» (код 21.10.5) класса 21 «Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях».

Витаминно-минеральные комплексы (например, «9 месяцев») поименованы в Государственном реестре лекарственных средств.

2. В класс 10 «Продукты пищевые» включены добавки биологически активные, используемые как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в том числе продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов (код 10.89.19.210).

Согласно ГОСТ Р 57106-2016 витаминно-минеральные комплексы, используемые в лечебном питании, отнесены к специализированным пищевым продуктам.

ВМК могут включаться в стандартные диеты (смотрите, например, Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 11.09.2017 N 653 «О совершенствовании организации диетического (лечебного и профилактического) питания», далее — Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы, письмо Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 21.12.2013 N 09-01/14400 «Об организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях»). При этом согласно Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы ВМК включаются в состав пищевых продуктов (Приложение N 2 к названному приказу).

Подводя итог изложенному, ВМК в равной степени могут быть отнесены и к медикаментам, и к продуктам питания. На наш взгляд, ключевым моментом будет являться специфика использования ВМК. Если они выдаются наряду с лекарственными средствами, например, в стационарах, они могут учитываться в качестве медикаментов. Если же они используются в диетическом питании для обогащения блюд витаминами, то должностными лицами учреждения может быть принято решение об их учете в составе продуктов питания.

Напомним, что выбор определенной группы учета материальных запасов (в данном случае ВМК) находится в компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, решение которой принимается исходя из конкретных характеристик ВМК и специфики деятельности учреждения (п. 34 Инструкции N 157н).

В заключение отметим, что в целях сопоставимости информации, отражаемой в учете и отчетности различных субъектов учета, решение об отнесении конкретных видов материальных запасов к тому или иному виду объектов учета желательно принимать на уровне органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Если же соответствующие разъяснения (рекомендации) уполномоченных органов отсутствуют и по каким-либо причинам их невозможно получить, вопрос может быть урегулирован положениями учетной политики учреждения.

Читать еще:  Списание автошин в бухгалтерском учете

2. Бюджетные учреждения применяют в своей деятельности первичные документы, форма и методические указания по заполнению которых утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее — Приказ N 52н).

В соответствии с Приказом N 52н в целях списания материальных запасов могут применяться:

— Меню — требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);

— Ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);

— Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);

— Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230);

— Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143), применяющийся для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных Книги регистрации боя посуды (ф. 0504044);

— Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205). Применяется при реализации учреждением всех видов материальных запасов.

Соответственно, вариант документального оформления списания материальных запасов будет зависеть от принятого в учреждении решения о порядке их учета в составе продуктов питания либо медикаментов.

Так, списание продуктов питания в бухгалтерском учете может отражаться на основании Меню — требований на выдачу продуктов питания (ф. 0504202).

Вариант документального оформления движения медикаментов в бюджетном учреждении определяется исходя из специфики его деятельности и закрепляется в его учетной политике. В бухгалтерском учете медикаменты могут списываться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), к которому могут прилагаться документы, утвержденные руководителем учреждения (Методические указания, утвержденные Приказом N 52н).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Что относится к медикаментам в бюджетном учете

На каком счете (010531000 или 010536000) в бюджетном учреждении должны учитываться медицинские расходные материалы, такие как шприцы одноразовые, иглы, катетеры, зонды, шпатели, скарификаторы, а также одноразовые медицинские изделия: береты, бахилы, маски, пеленки, подгузники?

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 98 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. », утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), учет материальных ценностей в виде сырья, материалов, приобретенных (созданных) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, (или) для изготовления иных нефинансовых активов, а также готовой продукции, произведенной учреждением и приобретенных для продажи товаров, осуществляется на балансовом счете 10500 «Материальные запасы» в разрезе соответствующих аналитических счетов.

Для правильного отнесения рассматриваемых материальных ценностей к конкретному счету аналитического учета прежде всего необходимо определить, к какому виду материальных запасов они относятся.

Понятия медикаментов и перевязочных средств приведены в Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее — Инструкция N 747).

Согласно п. 1 Инструкции N 747 к медикаментам относятся лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п., к перевязочным средствам — марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.

Понятие лекарственных средств дано в ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». К лекарственным средствам относятся вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. Кроме того, к лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

В соответствии с п. 117 Инструкции N 157н и п. 21 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.д. учитываются на счете 010531000 «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения».

В то же время на счете 010536000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» учитываются, в том числе, и материалы специального назначения.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод: медицинские расходные материалы (шприцы одноразовые, иглы, катетеры, зонды, шпатели, скарификаторы) и одноразовые медицинские изделия (береты, бахилы, маски, пеленки, подгузники) не относятся к медикаментам и перевязочным средствам и, следовательно, их учет должен быть организован на балансовом счете 010536000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения».

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector