Штраф за возврат билета бухучет

Отражаем в учете возврат электронных билетов, ранее приобретенных для сотрудников

Организация приобретает электронные билеты для своих сотрудников. По разным причинам билеты возвращаются продавцу. Какими бухгалтерскими записями отражаются данные операции?

Прежде всего хотелось бы отметить, что при возврате неиспользованных проездных документов (билетов) с пассажира взимается сбор, предусмотренный п. 157 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 26.07.2002 N 30.

Подобная норма содержится и в п. 93 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155, согласно которому при добровольном отказе пассажира от полета сбор за бланк билета, сбор за бланк ордера разных сборов, сбор за бланк квитанции оплаты сверхнормативного багажа не возвращаются. Кроме того, при добровольном отказе пассажира от полета взимается плата за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, и оформлению возврата сумм, предусмотренная условиями применения тарифа.

Следует учитывать, что на сегодняшний день нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат рекомендаций по вопросу отражения в учете операций, связанных с электронными билетами.

Соответственно, и единой методики в настоящее время не разработано. Специалисты предлагают отражать операции несколькими способами.

Так, одна точка зрения заключается в следующем.

Маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), а также электронный проездной документ (билет) на железнодорожном транспорте являются бланками строгой отчетности (п. 2 Приказа Минтранса России от 23.07.2007 N 102 «Об установлении формы электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте», п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации», письма Минфина России от 04.06.2010 N 03-03-06/1/38, от 27.07.2010 N 03-03-07/25, от 16.08.2010 N 03-03-07/27). Поэтому электронные билеты могут быть учтены в составе денежных документов.

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция) предусматривает, что на субсчете 50-3 «Денежные документы», открытом к счету 50 «Касса», учитываются, в том числе, и оплаченные авиабилеты. Денежные документы учитываются на данном субсчете в сумме фактических затрат на приобретение.

При этом Инструкция не ставит отражение денежных документов на субсчете «Денежные документы» в зависимость от их формы (на обычном бумажном носителе или в электронном виде).

В таком случае приобретенный электронный авиабилет может быть учтен на субсчете «Денежные документы» в сумме фактических затрат на его приобретение.

В результате операции, связанные с электронными билетами, будут отражаться в учете следующим образом:

Дебет 60 Кредит 51
— организацией оплачены электронные билеты;

Дебет 50, субсчет «Денежные документы» Кредит 60
— электронные билеты учтены в качестве денежных документов;

Дебет 71 Кредит 50, субсчет «Денежные документы»
— билеты выданы подотчетным лицам;

Дебет 50, субсчет «Денежные документы» Кредит 71
— подотчетное лицо возвращает неиспользованный билет;

Дебет 60 Кредит 50, субсчет «Денежные документы»
— билет возвращен продавцу;

Дебет 51 Кредит 60
— продавцом возвращена часть стоимости билета;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 60
— невозвращенная сумма (удержанный сбор) отнесена на прочие расходы.

Второй вариант отражения операций с электронными билетами заключается в том, что электронные билеты могут учитываться, например, на субсчете «Расчеты за электронные билеты», открытом к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Если организацией будет избран этот способ учета, в бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие проводки:

Дебет 60 Кредит 51
— организацией оплачены электронные билеты;

Дебет 76, субсчет «Расчеты за электронные билеты» Кредит 60
— получено подтверждение регистрации в электронной системе перевозчика приобретенных билетов;

Дебет 71 Кредит 76, субсчет «Расчеты за электронные билеты»
— отнесена на подотчетное лицо стоимость приобретенного электронного билета;

Дебет 76, субсчет «Расчеты за электронные билеты» Кредит 71
— подотчетное лицо возвращает неиспользованный билет;

Дебет 60 Кредит 76, субсчет «Расчеты за электронные билеты»
— билет возвращен продавцу;

Дебет 51 Кредит 60
— продавцом возвращена часть стоимости билета;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 60
— невозвращенная сумма (удержанный сбор) отнесена на прочие расходы.

Согласно еще одной точке зрения (смотрите, например, материал «Электронный билет на самолет: проблемы бухгалтерского учета и документального подтверждения расходов (Ю.В. Щербинина, «Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», N 10, октябрь 2009 г.»)) типовая схема проводок при приобретении электронного билета не применяется.

По мнению автора, покупка организацией электронного билета отражается следующим образом:

Дебет 60 Кредит 51
— организацией оплачены электронные билеты;

Дебет 97 Кредит 60
— отражена стоимость электронных билетов;

Дебет 71 Кредит 97
— отнесена на подотчетных лиц стоимость приобретенных билетов.

Следовательно, в случае возврата билетов будут сделаны записи:
Дебет 97 Кредит 71
— подотчетное лицо возвращает неиспользованный билет;

Дебет 60 Кредит 97
— билет возвращен продавцу;

Дебет 51 Кредит 60
— продавцом возвращена часть стоимости билета;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 60
— невозвращенная сумма (удержанный сбор) отнесена на прочие расходы.

Согласно п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

Таким образом, окончательный вариант учета целесообразно закрепить в учетной политике организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

Читать еще:  Штраф за отсутствие кассового чека

8 октября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Штраф, уплаченный за возврат билетов при несостоявшейся командировке, уменьшает налогооблагаемую прибыль

В связи с отменой командировки или переносом ее на другую дату организация сдает авиабилеты, приобретенные для командированных работников. При возврате билетов транспортное агентство удерживает штраф. Можно ли учесть эту сумму во внереализационных расходах при расчете налога на прибыль как неустойку на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ? Да, можно, ответил Минфин России в письме от 08.09.17 № 03-03-06/1/57890. Тем самым чиновники подтвердили свою позицию по данному вопросу.

Как известно, расходы в виде признанных должником штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба учитываются в составе внереализационных расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Таким образом, считают авторы письма, организация вправе учитывать затраты в виде штрафов за возврат билетов транспортной организации. Разумеется, при условии, что такие расходы обоснованы и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ).

Напомним, что такой же вывод содержится в письмах Минфина от 29.11.11 № 03-03-06/1/786, от 25.09.09 № 03-06/1/616. По мнению чиновников, уплата комиссии при возврате билетов подтверждает, что организация признала штрафные санкции, назначенные перевозчиком за срыв договорных обязательств (наличие таких обязательств подтверждает проездной билет). Получается, что удержанные перевозчиком штрафные санкции, организация вправе включить в состав внереализационных расходов (см. «Комиссия, уплаченная за возврат билетов при несостоявшейся командировке, включается в состав расходов»).

Учет неустойки за возврат авиабилета в связи с изменением срока командировки

Работник организации был направлен в командировку, для чего организация в безналичном порядке приобрела от своего имени для работника авиабилет (в документарной форме), провозная плата по которому составила 8496 руб. (в том числе НДС 1296 руб.). Однако срок командировки был изменен, в результате чего авиабилет был сдан подотчетным лицом менее чем за 24 часа до рейса. Перевозчиком при возврате провозной платы удержана неустойка (25%), в результате чего было возвращено 6372 руб.

Доходы и расходы для целей налогообложения учитываются методом начисления.

Трудовые отношения

Служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 Трудового кодекса РФ, п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749).

При направлении работника в служебную командировку работодатель обязан возместить работнику в том числе расходы по проезду (ст. 168 ТК РФ, п. 11 Положения). В данном случае организация приобретает для работника авиабилет в безналичном порядке.

Нормативно-правовое регулирование

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, форма которого устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (п. п. 1, 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ).

В данном случае был приобретен авиабилет (форма которого утверждена Приказом Минтранса России от 29.01.2008 N 15 «Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации»).

Перевозка пассажиров воздушным транспортом регламентируется (Воздушный кодекс Статья Воздушным кодексом РФ) от 19.03.1997 N 60-ФЗ.

Пассажир вправе заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки, предусматривающий условие возврата уплаченной по договору воздушной перевозки провозной платы при расторжении договора, об условиях возврата которой перевозчик (уполномоченное им лицо) обязан информировать пассажира до заключения договора воздушной перевозки пассажира. Порядок информирования пассажиров об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами (п. 1.1 ст. 103 ВК РФ). При отказе пассажира от перелета с уведомлением перевозчика позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации на рейс при возврате пассажиру провозной платы взимается неустойка в размере не более чем 25% уплаченной пассажиром за перевозку провозной платы (пп. 1, 2 п. 1 ст. 108 ВК РФ, п. 96, пп. «а» п. 97, п. 100 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области граж
данской авиации, утвержденных Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155).

Правилами перевозчика может быть установлен более льготный срок уведомления об отказе от перевозки (менее чем за 24 часа до окончания установленного в соответствии с п. 81 Общих правил воздушных перевозок, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс (п. 99 Правил)).

Порядок возврата уплаченных сборов при прекращении действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с его добровольным отказом от всей перевозки (части перевозки) установлен п. 93 Правил. В данной консультации уплата и возврат сборов не рассматриваются.

В данном случае при отказе от перевозки перевозчиком удержана неустойка в размере 25% от провозной платы, т.е. в сумме 2124 руб. (8496 руб. x 25%).

Бухгалтерский учет

Сумма неустойки, взысканная при возврате авиабилета, учитывается в составе прочих расходов в качестве штрафной санкции за нарушение условий договора (п. п. 11, 14.2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Признание указанных расходов в данном случае производится при появлении у перевозчика права на удержание неустойки, т.е. при сдаче перевозчику авиабилета и расчете им суммы неустойки.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, приобретенный авиабилет установленной формы учитывается как денежный документ на счете 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы» (в сумме фактических затрат на его приобретение).

В данном случае возврат авиабилета осуществляется работником организации.

Читать еще:  Штраф за несанкционированную торговлю на улице

Для отражения расчетов с работниками при выдаче им под отчет денежных документов используется счет 71. Выдача авиабилета работнику для его возврата перевозчику может отражаться записью по кредиту счета 50, субсчет 50-3, в корреспонденции с дебетом счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Следовательно, после того как билет был сдан, по кредиту счета 71 отражаются:

— сумма денежных средств, возвращенных работнику перевозчиком в связи с отказом от поездки, в корреспонденции с дебетом счета 50, субсчет 50-1 «Касса организации»;

— расходы в виде удержанной неустойки в корреспонденции с дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».

Налог на прибыль организаций

В целях налогообложения прибыли полученные доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Налогового кодекса РФ . Расходы при этом должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Согласно разъяснениям Минфина России удержанная при возврате билета сумма является санкцией за нарушение договорных обязательств и может быть учтена в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, по пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (Письма от 29.11.2011 N 03-03-06/1/786, от 25.09.2009 N 03-03-06/1/616). Подробнее по данному вопросу см. также Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Указанные расходы признаются на дату признания их должником, т.е. в данном случае на дату возврата билета и удержания неустойки в соответствии с условиями приобретения и возврата билета (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

По общему правилу НДС, уплаченный по расходам на командировки (включая расходы на проезд), подлежит налоговому вычету (п. 7 ст. 171 НК РФ).

В отношении расходов на проезд налоговый вычет производится на основании счетов-фактур или иных документов, в частности на основании авиабилета, оформленного на бланке установленной формы, после принятия на учет расходов на проезд (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В данном случае авиабилет сдан, т.е. фактически произошел отказ от договора перевозки, в связи с чем расходы по проезду не были понесены и, соответственно, не были признаны в бухгалтерском учете. Следовательно, оснований для налогового вычета НДС, указанного в авиабилете, у организации не возникло.

Возврат проданных авиабилетов. Правовые, бухгалтерские и налоговые последствия

Турфирма, которая работает на общем режиме налогообложения, реализует авиабилеты на регулярные рейсы для юридических лиц. Как показывает практика, нередко клиенты по тем или иным причинам возвращают билеты. В этом случае у бухгалтера могут возникнуть сложности. Разобраться в ситуации поможет наш материал

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА
Клиент турфирмы (юридическое лицо) может отказаться от исполнения договора (вернуть купленные авиабилеты), если оплатит турфирме фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору (п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса РФ).
Основанием для возмещения расходов турфирмы являются первичные документы: авиабилеты; договор с авиакомпанией, в котором указаны штрафные санкции при аннулировании заказанных билетов; документы, подтверждающие собственные расходы турфирмы (на выплату зарплаты персонала, начисления ЕСН, амортизации основных средств и др.).

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ВОЗВРАТА БИЛЕТА
По действующему законодательству турфирма заключает с авиакомпанией на реализацию билетов агентский договор, а с туристом – договор купли-продажи.
Как отразить в бухгалтерском учете турфирмы возврат авиабилета юридическим лицом? Покажем на примере…

ПРИМЕР
Организация перечислила турфирме авансом 15 000 руб. на приобретение авиабилета на регулярный рейс.
Сумма агентского вознаграждения турфирмы по продаже билета составляет 5 процентов от его стоимости, или 750 руб. (в том числе НДС – 114,41 руб.). Турфирма перечисляет авиакомпании стоимость авиабилета за минусом вознаграждения.
За пять дней до рейса организация-покупатель отказалась от поездки.
По условиям договора с авиакомпанией за возвращенный билет за пять дней до рейса турфирма уплачивает штраф в размере 20 процентов от стоимости билета (без учета вознаграждения).
Дополнительно отметим
Штраф за возврат билета на регулярный авиарейс устанавливает сам перевозчик. Его размер зависит от того, за какой срок до полета пассажир отказался от билета, от тарифа, по которому билет был реализован, и прочих факторов.
Собственные расходы турфирмы по реализации авиабилета составили 600 руб.
В условиях договора записано, что организация возмещает все расходы турфирмы, связанные с неисполнением договора.
Турфирма представила организации отчет о расходах по приобретению авиабилета с приложением копии договора с авиакомпанией, в котором указаны штрафные санкции, и расчет собственных расходов.
Сумма возмещения расходов составила 3450 руб., в том числе:
– штрафные санкции авиакомпании – 2850 руб. ((15 000 руб. – 750 руб.) × 20%);
– возмещение расходов – 600 руб.
В учете турфирмы бухгалтер сделает следующие проводки.

При продаже авиабилета:
ДЕБЕТ 51
КРЕДИТ 62 субсчет «Авансы полученные»
– 15 000 руб. – получен аванс от организации;
ДЕБЕТ 76 субсчет «НДС с авансов полученных»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 114,41 руб. (750 руб. × 18% : 118%) – начислен НДС с аванса;
Обратите внимание: в облагаемую базу по НДС включают лишь сумму вознаграждения, полагающегося турфирме за продажу авиабилета.
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
КРЕДИТ 51
– 14 250 руб. (15 000 – 750) – перечислено авиакомпании за авиабилет;
ДЕБЕТ 006
– 15 000 руб. – получен бланк авиабилета;
КРЕДИТ 006
– 15 000 руб. – списан бланк реализованного авиабилета;
ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты с покупателем»
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
– 15 000 руб. – передан авиабилет организации-покупателю;
ДЕБЕТ 62 субсчет «Авансы полученные»
КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты с покупателем»
– 15 000 руб. – зачтен аванс за билет;
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 750 руб. – начислена сумма агентского вознаграждения;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 76 субсчет «НДС с авансов полученных»
– 114,41 руб. – восстановлен НДС, начисленный ранее с полученного аванса;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 114,41 руб. – начислен НДС с агентского вознаграждения.
При возврате авиабилета:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
– 2850 руб. – начислен штраф за непроданный авиабилет;
ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты с покупателем»
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– 3450 руб. – отражены штраф и расходы, подлежащие возмещению организацией;
Поясним. Поскольку авиабилет представляет собой договор воздушной перевозки, который заключается между пассажиром и перевозчиком (п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ), то, когда клиент возвращает его в авиакассу турфирмы, через которую он был приобретен, она, будучи агентом авиакомпании, обязана удержать с клиента штраф.
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты с покупателем»
– 15 000 руб. – возвращен авиабилет организацией-покупателем;
ДЕБЕТ 006
– 15 000 руб. – получен бланк авиабилета от покупателя;
КРЕДИТ 006
– 15 000 руб. – возвращен бланк билета авиакомпании;
ДЕБЕТ 51
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
– 11 400 руб. (14 250 – 2850) – получены от авиакомпании денежные средства за вычетом штрафных санкций;
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиакомпанией»
КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 750 руб. – сторнировано вознаграждение за продажу билета;
ДЕБЕТ 62 субсчет «Расчеты с покупателем»
КРЕДИТ 51
– 11 550 руб. (15 000 – 3450) – возвращен остаток денежных средств организации.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Суммы компенсации ущерба, полученные турфирмой, включаются в состав внереализационных доходов и увеличивают налогооблагаемую прибыль (п. 3 ст. 250 Налогового кодекса РФ).
Моментом учета штрафов в составе облагаемых доходов является день признания соответствующих сумм должником (день вступления в законную силу решения суда о взыскании этих сумм) – при методе начисления. При кассовом методе – день поступления денег на расчетный счет (в кассу) турфирмы.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Читать еще:  Штраф за просроченный путевой лист

Суммы, полученные турфирмой в качестве возмещения убытков при расторжении договора, НДС не облагаются (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ). Следовательно, НДС, восстановленный со стоимости услуг, приобретенных турфирмой, может быть учтен в составе прочих расходов для целей исчисления налога на прибыль.

Бюджетное учреждение самостоятельно приобрело у посреднической транспортной организации для командируемого сотрудника билет на перевозку железнодорожным транспортом. При возврате билета посредником предъявлены к учреждению штрафные санкции, предусмотренные посредническим договором. По каким коду вида расходов КВР и статье (подстатье) КОСГУ бюджетному учреждению в 2019 году нужно отразить расходы на уплату штрафа за возврат билета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на оплату штрафа, предусмотренного договором с посреднической организацией, за возврат неиспользованного билета отражаются по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке с подстатьей 293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ, утвержденного федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ, при перевозке железнодорожным транспортом пассажир вправе в любой момент до отправления поезда дальнего следования вернуть билет. Полная стоимость проезда состоит из стоимости билета, стоимости плацкарты и сборов, если таковые взимались при приобретении проездного документа (билета). Сумма провозной платы, возвращаемая пассажиру при отказе от проезда, зависит от количества часов, оставшихся до момента отправления поезда. Сборы, как правило, при возврате билета не в связи с нарушениями условий перевозки со стороны перевозчика, не возвращаются.
Если билет приобретается через посредника — специализированную организацию, как в рассматриваемой ситуации, посредническим (агентским) договором могут быть дополнительно, помимо стоимости билета, предусмотрена плата за оформление билетов, неустойки и штрафы за нарушение условий договора, в том числе за отказ от билетов.
Порядок отнесения расходов на те или иные статьи (подстатьи) КОСГУ в 2019 году установлен приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее — Порядок N 209н), согласно п. 3 которого бюджетное учреждение руководствуется, прежде всего, экономическим содержанием определенной хозяйственной операции. То есть по общему правилу на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ относятся расходы на приобретение транспортных услуг (стоимость проезда, сборы и другие платежи, связанные с приобретением билетов), в то время как на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ относятся расходы, не связанные с приобретением работ, услуг для государственных нужд (штрафы, неустойки и другие экономические санкции).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации существенным условием отнесения расходов к конкретной статье (подстатье) КОСГУ является квалификация расхода либо в качестве оплаты транспортной услуги, либо как не связанного с оказанием таких услуг. При этом в расчет должно приниматься именно экономическое содержание хозяйственной операции, а не формулировки и термины, применяемые контрагентами учреждения при создании первичных документов.
В описанной ситуации в связи с возвратом неиспользованного билета посредническая организация предъявляет к учреждению штрафные санкции за нарушение условий договора перевозки с выставлением соответствующих документов на оплату. При этом данные санкции должны быть предусмотрены условиями договора, заключенного между учреждением и посредником.
Согласно п. 51.8.5.3 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации, установленного приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н, штрафы отражаются по элементу вида расходов 853 «Уплата иных платежей».
В соответствии с п. 10.9.3 Порядка N 209н уплата штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг относится на подстатью 293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волгина Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector