Штраф за непредоставление единой упрощенной налоговой декларации

Штраф за непредоставление единой упрощенной налоговой декларации

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 2 апреля 2008 года N 10-1-01/767

О штрафе за непредставление Единой (упрощенной) налоговой декларации

В связи с многочисленными обращениями налоговых органов ФНС России просит дать дополнительные разъяснения по письму Минфина России от 26.11.2007 N 03-02-07/2-190.

Согласно вышеназванному письму, в случае если налогоплательщик не исполнил своей обязанности по представлению налоговой декларации по конкретному налогу и не представил единую (упрощенную) налоговую декларацию, налоговый орган вправе истребовать у этого налогоплательщика налоговую декларацию по конкретному налогу в установленном законодательством порядке. Непредставление налогоплательщиком единой (упрощенной) налоговой декларации является в этом случае основанием для привлечения этого налогоплательщика к ответственности в соответствии со ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) по конкретному налогу по соответствующему КБК.

При этом не рассматривался случай, когда единая (упрощенная) декларация представлена, но с нарушением установленного срока. Должны ли в этом случае налоговые органы налагать штраф в соответствии со ст.119 Кодекса по каждому конкретному налогу. Кроме того, единая (упрощенная) декларация может содержать сведения по нескольким налогам, которым в свою очередь присвоены несколько КБК, так например, по

единому социальному налогу

182 1 02 01010 01 0000 110 Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

182 1 02 01020 07 0000 110 Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации

182 1 02 01030 08 0000 110 Единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

182 1 02 01040 09 0000 110 Единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования

налогу на прибыль организаций

182 1 01 01011 01 0000 110 Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет

182 1 01 01012 02 0000 110 Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации

182 1 01 01013 01 0000 110 Налог на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, зачисляемый в федеральный бюджет

182 1 01 01014 02 0000 110 Налог на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации

налогу на имущество организаций

182 1 06 02010 02 0000 110 Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения

182 1 06 02020 02 0000 110 Налог на имущество организаций по имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения.

На основании вышеизложенного, ФНС России просит разъяснить порядок привлечения налогоплательщика к ответственности в соответствии со статьей 119 Кодекса в указанных выше случаях.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
И.Ф.Голиков

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Ответственность за единую упрощенную декларацию

Предоставление налоговой отчетности для субъектов предпринимательской деятельности является обязательством, которое они должны выполнять согласно действующим положениям налогового кодекса. Отсутствие своевременно сданного отчета становится причиной привлечения к ответственности и наложения штрафных санкций, размер которых зависит от различного количества факторов. Одной из таких санкций является штраф за единую упрощенную декларацию.

Какие субъекты предоставляют упрощенную декларацию

Единую упрощенную декларацию несут обязательство предоставлять такие субъекты хозяйствования:

  • Те, что в текущем отчетном периоде не вели никакой деятельности;
  • С полным отсутствием объектов налогообложения. Такой факт означает, что не должно быть каких-либо доходов или расходов, не могут выплачиваться заработная плата, перечисляться любые взносы;
  • Юридические лица и ИП, не осуществлявшие за отчетный период операций по своему расчетному счету в банке при условии, что по зарегистрированной на них кассе также не осуществлялось движения средств.

В большей мере такие условия подходят к тем индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые только прошли регистрацию, но саму деятельность еще не осуществляли, даже по закупке необходимого для организации дальнейшего бизнеса.

Представление ЕУД осуществляется юридическими лицами по месту нахождения своего главного офиса, а ИП по месту жительства. Срок сдачи установлен по 20 число месяца, следующего за отчетным периодом. К примеру, если таким периодом будет выступать 2019 год, то документ необходимо предоставить до 21 января 2020 года.

Несение ответственности

В случае несвоевременного представления декларации виновные лица будут нести ответственность:

  • По статье 119 НК РФ штрафная санкция заключается в необходимости выплаты 1 тыс. рублей. При этом необходимо учитывать, что такая сумма будет относиться к каждому налогу, который указан в декларации. Соответственно, если их будет два или три, штраф перечисляется в размере 2 или 3 тыс. рублей;
  • В случае, если нарушение зафиксировано по отношению к индивидуальному предпринимателю, к ответственности он привлекается по статье 126 НК РФ и величина штрафа будет составлять 200 рублей без учета того, какое количество налогов указано в документе.

Таким образом, при наличии оснований для предоставления единой упрощенной декларации юр. лица и индивидуальные предприниматели в указанный законодательством срок должны подать отчетность. В случае несоблюдения сроков возникает необходимость выплаты штрафа, размер которого будет зависеть от того, какова форма организации субъекта предпринимательской деятельности.

За нарушение срока сдачи упрощенной декларации наказывают так же, как за непредставление любой иной налоговой декларации

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.04.10 № А29-10417/2009.

Суть спора. Организация представила единую (упрощенную) налоговую декларацию за год. По результатам ее камеральной проверки инспекция выяснила, что декларация была сдана с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 80 НК РФ.

Рассмотрев материалы проверки, руководитель инспекции вынес решение о привлечении организации к налоговой ответственности, предусмотренной в пункте 1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 50 руб. Однако налогоплательщик в добровольном порядке в срок, означенный в требовании налогового органа, штраф не уплатил.

Позиция суда. Судьи пришли к выводу, что несдача единой (упрощенной) налоговой декларации в установленный срок является правонарушением, но ответственность за это оговорена в статье 119 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога .

Декларация составляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В пункте 2 статьи 80 НК РФ сказано, что по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, представлять декларацию не требуется.

Если лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляло операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имело по этим налогам объектов налогообложения, то по данным налогам представляется единая (упрощенная) декларация.

В рассматриваемом случае инспекция привлекла организацию к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за несдачу в срок упрощенной декларации за год. В этом пункте введена ответственность за непредставление в налоговые органы документов или иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. А вот ответственность за непредставление именно налоговых деклараций установлена отдельно специальной статьей 119 НК РФ.

Читать еще:  Срок давности по штрафам налоговой инспекции

Довод инспекторов о том, что в случае привлечения к ответственности за указанное правонарушение по статье 119 НК РФ нет возможности определить бюджет, в который должна быть зачислена санкция, отклонен. Это не может рассматриваться как основание для признания лица виновным в совершении иного правонарушения.

Примечание «ДК». Норма, закрепленная в статье 119 НК РФ и предусматривающая ответственность за непредставление налоговых деклараций, является специальной по отношению к общей норме статьи 126 НК РФ. Именно в ней зафиксирована ответственность налогоплательщика за непредставление любых документов и сведений, предусмотренных законодательством.

Александра Ильина, юрист компании «Арбитражные споры», обратила внимание на такие обстоятельства:

По существующим правилам общая норма закона применяется лишь в случае отсутствия специальной нормы. Какие-либо основания для того, чтобы причислять к налоговым декларациям лишь декларации по конкретным налогам у инспекторов отсутствуют. Понятие и правила представления единой (упрощенной) декларации установлены в пункте 2 статьи 80 НК РФ. Причем она соответствует всем признакам обычной налоговой декларации, предусмотренным в пункте 1 указанной статьи.

Все это свидетельствует о том, что у налоговиков не было оснований привлекать организацию к ответственности за непредставление единой (упрощенной) декларации по иным правилам, нежели за несдачу любой другой декларации.

Таким образом, привлечение налогоплательщика к ответственности за непредставление упрощенной декларации по статье 126 НК РФ является безусловным основанием для отмены решения налоговиков*.

* См. также постановления ФАС Восточно-Сибирского от 15.01.10 № А19-15940/09, № А19-15271/09, Дальневосточного от 13.10.09 № Ф03-5355/2009 округов.

Статья напечатана в журнале «Документы и комментарии» №16, август 2010 г.

Единая упрощенная налоговая декларация в 2019 году

Налоговый кодекс предусматривает для ИП и организаций возможность заменить налоговые декларации по разным налогам – одной единой упрощенной декларацией.

Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

  • У налогоплательщика должны отсутствовать операции, в результате которых происходит движение денежных средств на расчетных счетах в банках (в кассе).
  • Декларацию можно сдавать только по тем налогам, по которым отсутствуют объекты налогообложения (доходы, реализация товаров и услуг, имущество и т.д.).

По сути, выполнение вышеперечисленных условий означает, что фактически деятельность не ведется или налогоплательщик только недавно зарегистрировался и лишь начинает свою деятельность.

Бланк декларации в 2019 году

Бланк единой упрощенной декларации, действующий в 2019 году (скачать бланк).

Обратите внимание, что Федеральной налоговой службой подготовлен проект приказа об утверждении новой формы единой упрощенной декларации. Стоит отметить, что пока данная форма не утверждена и момент вступления ее в силу не известен.

Образцы заполнения в 2019 году

Единая упрощенная декларация для организаций (образец заполнения).

Единая упрощенная декларация для индивидуальных предпринимателей (образец заполнения).

Сроки сдачи налоговой декларации

Декларацию по итогам 2019 года необходимо сдать в срок до 20 января 2020 года включительно.

Единая упрощенная декларация подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9 месяцами или календарным годом.

При этом если подача декларации по конкретному налогу предусмотрена только по итогам календарного года (например, для плательщиков УСН), то единую декларацию ежеквартально сдавать не нужно.

Штрафы за несвоевременную сдачу декларации:

В настоящее время существует двоякая позиция финансового ведомства по вопросу привлечения к ответственности за несвоевременную сдачу упрощенной декларации.

Согласно первой позиции, ответственность наступает по ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 1 000 руб. При этом штраф выписывается не на саму декларацию, а на каждый налог, который в ней указан. Таким образом, если в упрощенной декларации отражено 2 налога, штраф придется уплатить в двойном размере.

Обратите внимание, что нормы указанной статьи в виде штрафа в размере 5% от суммы, отраженной в отчетности, к упрощенной декларации не применяются, так как она не содержит данных о полученных доходам и уплаченных налогах.

Согласно второй позиции, подкрепленной Письмом Минфина РФ от 3 июля 2008 г. N 03-02-07/2-118, за несвоевременную сдачу упрощенной декларации организация или ИП могут быть привлечены только по статье 126 НК РФ, в виде штрафа в сумме 200 руб. за декларацию (а не налог!).

Обратите внимание, если налогоплательщик не имел право на представление единой декларации, но все равно её подал, то ему грозит штраф за непредставление деклараций по всем налогам, по которым он должен был отчитаться.

Куда сдавать единую декларацию

Единая упрощенная декларация подается в налоговый орган:

  • ИП – по месту своего жительства.
  • ООО – по месту своего нахождения (юридическому адресу главного офиса).

Способы подачи единой декларации

Единую упрощенную декларацию можно подать тремя способами:

  1. В бумажной форме (в 2-х экземплярах). Один экземпляр останется в налоговой, а второй (с необходимой пометкой) отдадут обратно. Он будет служить подтверждением того, что вы сдали декларацию.
  2. По почте регистрируемым отправлением с описью вложения. В этом случае, должна остаться опись вложения (с указанием отсылаемой декларации) и квитанция, число в которой будет считаться датой сдачи декларации.
  3. В электронном виде по интернету (по договору через оператора ЭДО или сервиса на сайте ФНС).

Примечание: для подачи декларации через представителя – ИП необходимо оформить нотариальную доверенность, а организации – выписать доверенность в простой письменной форме (с подписью руководителя и печатью).

Обратите внимание, при подаче декларации в бумажной форме некоторые ИФНС могут потребовать:

  • приложить файл декларации в формате xml на дискете или флешке;
  • напечатать на декларации специальный штрих-код, который будет дублировать информацию, содержащуюся в декларации.

Такие требования не основаны на НК РФ, но на практике их невыполнение может привести к неудачной попытке сдачи декларации.

Основные правила заполнения декларации

  • Декларация заполняется от руки или при помощи компьютера.
  • При заполнении декларации используются чернила черного или синего цвета.
  • Не допускается исправление ошибок в декларации при помощи корректирующих средств.
  • Декларация состоит из двух страниц. Организации и ИП заполняют только первую страницу.
  • Обе страницы заполняют только физлица (не ИП), которые по каким-либо причинам не хотят указывать свой ИНН.

Инструкция по заполнению декларации

Страница 1. Единая (упрощенная) налоговая декларация

Поле «ИНН». ИП и организации указывают ИНН, в соответствии с полученным свидетельством о постановке на учет в налоговом органе. У организаций ИНН состоит из 10 цифр, поэтому при заполнении необходимо в 2-х последних ячейках поставить прочерки (например, «5004002010—»).

Поле «КПП». ИП поле КПП не заполняют. Организации указывают КПП, который был получен в ИФНС по месту нахождения организации.

Поле «Вид документа». Ставится: «1 / » (если за налоговый период декларация сдается первый раз), «3 / 1» (если это первое исправление), «3 / 2» (если второе) и т.д.

Поле «Отчетный год». В этом поле указывается год, за который сдается декларация. При этом отчетный период непосредственно по каждому налогу указывается ниже.

Поле «Представляется в». Здесь указывается наименование вашей ИФНС. Узнать его можно при помощи этого сервиса.

Далее указывается полное наименование организации, а в случае подачи декларации физлицом (ИП) – его фамилия, имя, отчество (полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность).

Обратите внимание, начиная с 1 января 2014 года в этом поле необходимо вместо кода по ОКАТО указывать код по ОКТМО. Узнать код по ОКТМО вы можете при помощи этого сервиса.

Поле «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД». В этом поле указывается код деятельности в соответствии с последним классификатором ОКВЭД. ИП и ООО могут найти свои коды деятельности в выписке из ЕГРИП (ЕГРЮЛ).

Читать еще:  Письмо в ГИБДД об отмене штрафа образец

Обратите внимание, при подаче декларации в 2019 году данный код нужно указывать в соответствии с новой редакцией ОКВЭД. Выполнить перевод кода из старой редакции в новую можно с помощью нашего сервиса по соответствию кодов ОКВЭД.

Здесь необходимо построчно указать налоги, по которым сдается декларация. При этом налоги вписываются в очередности, соответствующей нумерации глав части второй НК РФ по этим налогам. Номер главы указывается в графе 2 (см. Приложение 1).

Если для налога, налоговым периодом является квартал, то в соответствующей ячейке графы 3 указывается значение – 3. При этом в графе 4 пишется номер квартала, за который подается декларация:

  • I квартал – 01;
  • II квартал – 02;
  • III квартал – 03;
  • IV квартал – 04.

Если для налога налоговым периодом является календарный год, а отчетными периодами признаются квартал, полугодие и девять месяцев, то в соответствующей ячейке графы 3 указывается значение налогового (отчетного) периода:

  • квартал – 3;
  • полугодие – 6;
  • 9 месяцев – 9;
  • год – 0;

в графе 4 в этом случае ставится прочерк.

Остальные поля первой страницы:

Поле «Номер контактного телефона налогоплательщика». Указывается в любом формате (например, «+74950001122»).

Поле «Декларация составлена на страницах». Здесь указывается количество страниц, из которых состоит декларация (например, «001»).

Поле «c приложением подтверждающих документов или их копий». Здесь ставится количество листов у документов, которые прилагаются к декларации (например, доверенность представителя). Если таких документов нет, то поставьте прочерки.

Блок «Доверенность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации подтверждаю»:

  • если декларацию сдает организация, то необходимо указать ФИО руководителя, поставить подпись, печать организации и дату подписания декларации;
  • если декларацию сдает физлицо (ИП) – необходимо поставить только подпись и дату подписания декларации;
  • если декларацию сдает представитель, дополнительно необходимо указать наименование документа, подтверждающего его полномочия (копия этого документа прилагается к декларации).

Страница 2. Сведения о физическом лице не являющемся ИП

Физические лица (не ИП) которые по каким-либо причинам не хотят указывать в декларации свой ИНН, обязаны заполнить вторую страницу и отразить в ней свои персональные данные.

При заполнении второй страницы трудности обычно возникают только с полем «Код документа подтверждающего личность». Все коды документов перечислены в Приложении 2.

Приложение 1. Таблица налогов и соответствующих им глав Налогового кодекса

Приложение 2. Таблица кодов документов, подтверждающих личность налогоплательщика

В каких случаях сдают единую упрощенную декларацию

На практике единая декларация сдается организациями и предпринимателями на общей системе налогообложения и то в довольно редких случаях.

Это связано с тем, что достаточно трудно найти компанию, у которой полностью отсутствуют какие-либо денежные операции. Как минимум – выплачивается зарплата гендиректору или списываются деньги за обслуживание расчетного счета в банке.

Но такие ситуации могут возникнуть:

Например. ООО «Солнце» зарегистрированное 10 декабря 2019 года, применяет общий налоговый режим. В организации работает один сотрудник, которому за декабрь была начислена зарплата, но в декабре она не выплачивалась. Других операций, приводящих к движению денежных средств, не было.

В декабре объектов обложения по налогу на прибыль и НДС у организации не было. Следовательно, за 2019 год ООО «Солнце» подаст одну единую декларацию по НДС и налогу на прибыль.

Обратите внимание, в единой декларации не нужно отражать налоги, по которым компания не признается налогоплательщиком. У организации в рассмотренном выше примере отсутствует имущество, поэтому и декларацию по налогу на имущество подавать не нужно (такое правило действует также для земельного и транспортного налогов).

Бывают случаи, когда единая декларация может пригодиться и бывшим плательщикам специальных налоговых режимов:

Например. ИП Петров И.А. в 2019 году применял ПСН, но деятельности при этом не вел. В конце года он утратил право на применение ПСН и был переведен на общую систему налогообложения.

В такой ситуации ему необходимо отчитаться за 2019 год по налогам общего режима (подоходный налог и НДС).

В 2019 году декларации по НДС необходимо сдавать только в электронной форме с усиленной цифровой подписью. Поэтому для сдачи деклараций Петрову И.А. придется обращаться в специализированную компанию.

Так как в 2019 году предприниматель деятельности не вел, то он может отчитаться по НДС единой упрощенной декларацией, которую разрешается сдавать в простой бумажной форме.

Подоходный налог в единой декларации отражать нельзя, поэтому за него необходимо отчитаться декларацией по форме 3-НДФЛ.

Ответственность за непредставление «нулевой» декларации

Н. В. Шилимина, редактор журнала

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, на налогоплательщика налагается штраф. Он определяется в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

В связи с этим возникает вопрос: предусмотрена ли ответственность за просрочку подачи налоговой декларации, если сумма налога, подлежащая уплате на основании данной декларации, равна нулю?

Из буквального прочтения следует, что базой для исчисления суммы штрафа является сумма налога, подлежащая уплате (доплате) в бюджет за период, за который подана налоговая декларация. Таким образом, сумма штрафа, исчисленная в процентном соотношении к нулю, будет равна нулю. Так ли оно на самом деле? Что думают по этому поводу налоговики? Каково мнение судей?

Позиция контролеров

В подпункте 4 п. 1 ст. 23 НК РФ закреплена обязанность налогоплательщиков представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (ст. 80 НК РФ).

Статьей 119 НК РФ установлена ответственность за нарушение срока представления декларации. Пункт 1 данной статьи налоговики всегда трактуют следующим образом: в случае непредставления декларации в срок (даже если сумма налога равна нулю) предусмотрена ответственность в виде минимального размера штрафа за непредставление налоговой декларации – 100 руб. (см., например, Постановление ФАС СЗО от 30.06.2009 № А26-7635/2008).

Штрафные санкции на основании п. 1 ст. 119 НК РФ применяются независимо от наличия или отсутствия в декларации суммы налога, подлежащей уплате.

В Письме от 16.03.2009 № 20-14/4/022859@ столичные налоговики рассматривали ситуацию, в которой физическое лицо совершило сделки купли-продажи (квартиры) и в связи с этим было обязано представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства. Так вот, на данный запрос налоговики ответили: если сумма налога к уплате равна нулю, сумма штрафа согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ составит 100 руб.

Следует отметить, что с такой позицией соглашаются и финансисты. Свою точку зрения Минфин выразил в Письме от 27.10.2009 № 03 07 11/270, указав: в случае, если сумма налога, подлежащая доплате по налоговой декларации, представленной в налоговый орган с нарушением установленного срока, равна нулю, за нарушение срока представления в налоговый орган налоговой декларации взимается штраф в размере 100 рублей .

Читать еще:  Штраф за неправильное ведение журнала кассира операциониста

Мнение судей

Мнения судей по данному вопросу разделились. Одни считают, что если сумма налога, подлежащего уплате налогоплательщиком по представленной им декларации, составляет 0 руб., то сумма штрафных санкций также должна равняться 0 руб. (см. Постановление ФАС ЗСО от 18.02.2010 № А67-5928/2009).

Аналогичное мнение с небольшим изменением формулировки высказал этот же суд в Постановлении от 15.02.2010 № А67-5926/2009: минимальный размер штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ исчисляется лишь в том случае, когда сумма налога по представленной декларации имеется, но она меньше 100 руб.

Такой позиции судьи придерживаются несмотря на то, что в п. 7 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ» разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Судебные органы, настаивая на своем мнении, указывают: из анализа положений ст. 119 НК РФ следует, что базой для определения суммы штрафа является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет за период, за который подана декларация.
Арбитры считают, что у налогового органа отсутствуют основания для применения в данном случае минимального размера штрафа, поскольку сумма исчисленного штрафа составляет 0 руб. В подтверждение своей позиции судьи ссылаются на мнение ВАС в Постановлении от 10.10.2006 № 6161/06 (трактуя его как аналогичное своей точке зрения). (См. также постановления ФАС СЗО от 28.01.2010 № А26-4188/2009, от 21.01.2010 № А26-5190/2009, ФАС ЦО от 22.09.2009 № 02-87/6697.)

В Определении № 1069-О-О Конституционный суд указал, что закрепленная в п. 1 ст. 119 НК РФ санкция направлена среди прочего на обеспечение эффективной превенции правонарушений в сфере налогового контроля. Предусмотренный им штраф рассчитывается в процентном отношении к сумме налога, подлежащего уплате на основе налоговой декларации, что обеспечивает дифференциацию ответственности с учетом размера налоговой обязанности.

Противоположная точка зрения

Как уже упоминалось выше, есть постановления, в которых выражена точка зрения, диаметрально противоположная первой. Так, например, в Постановлении ФАС ВВО от 15.02.2010 № А31-7500/2009 судьи заняли сторону налоговиков, посчитав правомерным применение налоговым органом штрафа (100 руб.) за непредставление налогоплательщиком в установленные сроки налоговых деклараций, даже если сумма налога, подлежащая уплате, равна нулю. В подтверждение данной позиции арбитры также указывают, что Постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 № 6161/06 к рассматриваемой ситуации неприменимо, так как в нем речь идет о п. 2 ст. 119 НК РФ.

ФАС СЗО в Постановлении от 17.12.2008 № Ф04-7250/2008 (16478-А45-42) отметил: если сумма налога, подлежащая уплате на основе декларации, равна нулю, то минимальный штраф за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ, составляет 100 руб.

Данный вывод был сделан на основании абз. 2 п. 1 ст. 80 НК РФ: налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу указанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием у него суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу его плательщиков.

Аналогичную точку зрения выразил ФАС СЗО в Постановлении от 25.02.2009 № А56-28215/2007 .

Решающее мнение

Как водится, выносить вердикт отведено Президиуму ВАС, и он, надо отметить, встал на сторону налоговиков. Но обо всем по порядку.
Предприниматель Кузнецов Е. Е. в 2008 году был оштрафован за то, что с опозданием (08.07.2008) представил в налоговый орган две «нулевые» декларации по НДС за IV квартал 2007 года и I квартал 2008 года. Уплатив штрафы, он попытался обжаловать незаконное, по его мнению, наложение взыскания, и, надо сказать, поначалу весьма успешно. В Решении Арбитражного суда Тульской области от 19.08.2009 № А68-5747/09 суд принял сторону налогоплательщика. Вскоре Двадцатый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 30.09.2009 № А68-5747/09) и ФАС ЦО (Постановление от 27.11.2009 № А68-5747/09) это решение отменили.

Если сумма налога, подлежащая уплате на основе декларации, равна нулю, то минимальный штраф за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119, составляет 100 руб.

Высшие арбитры, рассмотрев заявление предпринимателя, пришли к выводу о наличии основания, предусмотренного ст. 304 АПК РФ, для передачи дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора (Определение от 05.04.2010 № ВАС-418/10). Президиум ВАС (Постановление от 08.06.2010 № 418/10) резюмировал: заявление индивидуального предпринимателя Кузнецова Е. Е. оставить без удовлетворения. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 и Постановление ФАС ЦО от 27.11.2009 № А68-5747/2009 оставить без изменения.

Иными словами, высшие арбитры поддержали финансистов, определив: если сумма налога, подлежащая уплате на основе декларации, равна нулю, то минимальный штраф за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ, составляет 100 руб.

Подведение итогов

Налоговый кодекс оставил место для фантазии, но на помощь законодателю пришли высшие арбитры, и теперь вопрос получил довольно четкий ответ. Скорее всего, после выхода в свет данного постановления арбитражная практика будет складываться более однообразно, но уже не в пользу налогоплательщиков.

С одной стороны, такая позиция понятна: если встать на защиту налогоплательщиков, впоследствии налоговые органы совсем могут перестать получать «нулевые» декларации, ведь если отсутствует наказание за неисполнение обязанностей, то и исполнять их нет особого смысла.

С другой стороны, ответственность должна быть предусмотрена законодательством, причем прописана четко и ясно, без двусмысленности. Напомним, что в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

По нашему мнению, данная позиция высших арбитров должна найти свое отражение в НК РФ, в том числе должен быть скорректирован и п. 2 ст. 119 НК РФ . Дело в том, что на сегодняшний день он и вовсе не содержит минимального размера штрафа. Это значит, что «опоздание» с «нулевой» налоговой декларацией больше чем на 180 дней со дня установленного законом срока не приводит к каким-либо санкциям.

О последствиях

Как говорится, беда не приходит одна, и хотя сумма штрафа (100 руб.) не такая уж и большая, сам факт не из приятных.

Кроме того, напомним, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц, при наличии соответствующих оснований, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Аналогичную точку зрения высказали московские налоговики в Письме от 29.08.2008 № 09-14/081895.

К сведению:

В соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Не стоит забывать и о том, что решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления налогоплательщиком декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока подачи такой декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector