Рекламная конструкция определение по закону

Закон о рекламных вывесках и конструкциях на зданиях и в других местах, их отличия, законное согласование и регистрация, штрафы

Для осуществления работы надо позаботиться о действенной рекламе своего бизнеса. Регистрация рекламных обозначений происходит по правилам, предусмотренным законом.
Судебная практика показывает, что при нарушении законодательства о рекламе, нарушитель рискует заплатить крупный штраф. Выдать разрешение может только орган местного самоуправления.

Что такое вывеска, как называется такая конструкция с названием организации

ФАС (федеральная антимонопольная служба) дала свои разъяснения относительно того, что именно следует признавать вывеской.

Так, вывеска – это щит или иного рода конструкция различного размера, которая может размещаться на фасаде здания и носить информационный характер.

Главное условие, указанное в письме ФАС, это то, чтобы на конструкции не было обозначения продукции или услуг, оказываемых организацией. В этой ситуации такая вывеска будет признаваться рекламной и, следовательно, на нее будет распространяться федеральный закон о рекламе.

Что такое реклама (в т.ч. наружная), рекламная конструкция: определения по закону

Под рекламой понимается информация об организации, о том, в каких сферах она осуществляет свою деятельность и др. Она может быть изображена любым способом, как в словестном, так и в материальном выражении. Ее можно вешать на входе, объявлять с помощью средств массовой информации и др.
Предназначена реклама для неопределенного круга лиц.

Под рекламной конструкцией в соответствие с законом понимается размещение наружной рекламы с помощью различных приспособлений на жилых домах, табличках, предприятиях и др.

Наружная реклама – ее отличительный признак заключается в том, что она находится непосредственно на улице, вне пределов помещения. В соответствии с действующим ФЗ наружная реклама в городах должна соответствовать постановлениям регионов: московской, тульской областей и др.

Реклама над входом относится к одному из видов наружной. Не на всех учреждениях допускается ее размещение, о чем еще будет сказано ниже.

Чем отличается вывеска, реклама и рекламная конструкция между собой

Среди этих понятий реклама – наиболее общее. Все остальные понятия – это ее формы (за исключением информационных конструкций). Так, вывеска и конструкция – это наружные формы выражения рекламы, которые размещаются в городах и населенных пунктах различными способами.
Например, допускается установка стационарных рекламных щитов, размещение прочих конструкций на трассах и остановках, размещение временных вывесок и др.

Информационная конструкция — что это

Такая конструкция к рекламной не относится. Она может содержать в себе информацию об организации, ее фирменном и коммерческом наименовании и др. Такие указатели можно установить на территории собственника учреждения.

Тем самым можно сделать вывод, что информационная конструкция имеет привязку к месту нахождения организации. Рекламная же конструкция такой привязки не имеет.

Что является рекламой а что информацией, в чем разница, является ли вывеска с названием магазина рекламой

Как отметалось выше, рекламная и информационные конструкции отличаются друг от друга. Разница в следующем. Информационная конструкция преследует целью сообщение о том, что в данном месте находится соответствующая организация, какие услуги она предоставляет, какой товар продает или какую услугу оказывает и др.

Реклама же в основном направлена на доведение сведений о конкретном виде товара или услуги. Она преследует цель привлечения потребителя к товару. Таким образом, вывеска с названием магазина рекламой не является, а является лишь информационной конструкцией.

Нужно ли согласовывать вывеску, рекламу для ее размещения

В данной ситуации все зависит от того, какой характер имеет вывеска. В той ситуации, когда она признается информационной, то никакого согласования в данной ситуации не требуется.

Другое дело обстоит с рекламной вывеской. Здесь должно производиться согласование по правилам, предусмотренным законодательством. Такие разъяснения были предусмотрены федеральной антимонопольной службой и направлены на защиту прав потребителей. Обязательному согласованию подлежит реклама как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

Временная вывеска: нужно ли согласование и какую вывеску не надо согласовывать

Временная вывеска представляет собой размещение информации на специальных тентах. Отличительной чертой временной вывески является то, что она не требует согласования в органах местного самоуправления. Помимо всего прочего, временная вывеска является менее затратной чем постоянная.

Согласовывать необходимо только постоянную вывеску, которая помимо всего прочего носит характер рекламной. За несогласованную рекламу предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Какую наружную рекламу не нужно согласовывать

В соответствие со ст. 5 ФЗ о рекламе, любая информация, имеющая характер рекламной, согласно законодательству в области рекламы должна быть согласована. Исключением являются лишь наружные вывески, относящиеся к информационным. Никаких исключений для непосредственно рекламных конструкций нет.

Размеры вывески или таблички: какие должны быть, требования к ним, что должно быть на них по закону

В соответствие с законом, вывески должны быть расположены выше входа в здание. Установлен также и размер такой вывески/таблички. Он измеряется в квадратных метрах. Установлены минимальные и максимальные пределы ( от 0,2 до 0,7 квадратных метров). Размер букв не должен по общему правилу превышать двух сантиметров.

На ней должна быть следующая информация:

  • режимная деятельность магазина (часы работы);
  • информация о названии;
  • данные о коммерческом обозначении;
  • сфера деятельности и др.

Незаконной будет считаться такая вывеска, которая является рекламной и содержит соответствующие рекламные элементы.

Для магазина

Для магазина предусмотрены в качестве обязательных данные о часах работы, о названии и об указании на род деятельности (например, продуктовый). Установка вывески должна происходить по правилам, предусмотренным законом.

Для организации

Для организации достаточно указать название, юридический адрес и организационную форму деятельности. Часы работы указываются по желанию руководителя фирмы.

Требования к вывескам образовательных учреждений, школ

Для образовательных учреждений разрешена на вывесках такая информация:

  1. Номер школы.
  2. Указание на муниципальное образование, которое на праве оперативного управления передало имущество.
  3. Герб РФ или муниципального образования.

Никакой другой информации на подобных информационных конструкциях в образовательных учреждениях не предусмотрено. Если это частное образовательное учреждение, то допускается указание на юридический адрес главного офиса.

Вывески на жилых помещениях

Отдельные положения по данному вопросу содержатся в законе о рекламе. Так, вывески на жилых помещениях, содержащих рекламную информацию должны размещаться по порядку, предусмотренному жилищным законодательством.

Имущество многоквартирных домов является общим и равные права на него имеют все собственники входящих в дом квартир. Размещение рекламы на домах происходит с использованием такого общего имущества, а, следовательно, для такого действия необходимо заручиться согласием всех собственников жилья.

Такое согласие дается в письменном виде и подписывается каждым собственником жилого помещения.

В отличие от рекламных конструкций, для вывесок на окнах применяется более лояльный правовой режим. Так, специального согласования в уполномоченных государственных органах не требуется.

В той ситуации, когда реклама размещается на окнах собственника помещения, то он может произвести это действие без тех или иных разрешений. В той ситуации, когда рекламу нужно разместить на окнах в здании, принадлежащем другому лицу, то на это нужно его письменное согласие.

Вывеска ИП: образец

Вывеска для индивидуальных предпринимателей должна выглядеть определенным образом. Образец ее можно посмотреть ниже.

Штраф за несогласованную вывеску, за размещение рекламы без разрешения или незаконную установку рекламной конструкции

Данный правоотношения регулируются кодексом об административных правонарушениях. Так если отсутствует разрешение на оформление рекламы, то применяется статья 14.3 КоАП. Размеры варьируются от двух тысяч рублей, до пятисот тысяч рублей.

Все зависит от того, кем именно является нарушитель – физическим лицом или должностным лицом.

Как согласовать вывеску на фасаде здания, рекламу, процедура

Согласование вывески происходит в несколько этапов, среди которых можно выделить:

  1. Определение правил и вида рекламы.
  2. Определение места, где владелец хочет ее повесить.
  3. Сбор необходимой документации (сюда входят учредительные документы фирмы, проект вывески, разрешительные документы от владельца здания, на котором предполагается размещение).
  4. Обращение в орган местного самоуправления для получения разрешения.

Изначально документация подписывается в управлении района города, после того происходит согласование в органе местного самоуправления города, а в конце подписывается проект и выдается разрешение.

Куда обращаться

Изначально происходит обращение в районную администрацию, а потом в городскую. Особое место здесь занимает градостроительный комитет, который и руководит вопросами размещения наружных рекламных вывесок.

В качестве основных документов можно выделить учредительные документы фирмы, проект вывески, разрешительные документы от владельца здания, на котором предполагается размещение, а также лист согласования.

Сроки и стоимость

Максимальный строк в данном случае не может превышать одного месяца. Что касается стоимости, то в разных регионах она отличается. Так, например, в Москве придется за подготовку проекта уплатить около 20 тысяч рублей. Если гражданин сам разрабатывает проект, то эта процедура становится для него бесплатной. Регистрировать рекламу можно только по образцу, за изготовление которого также можно заплатить сторонним организациям.

Правила установки рекламных щитов, установка вывески на фасаде

Размещение такого рода рекламы допускается только после получения разрешения от местных властей. Правила размещения информационных вывесок уже рассматривались выше, они и подходят к размещению подобных же рекламных материалов.

Что касается щитов, то размещение рекламы на них допускается только в ситуациях, когда такой щит был установлен по согласованию с городской администрацией.

Правила размещения вывесок в московской области, 902 постановление в последней редакции

Скачать правила можно здесь. ⇐

Закон о наружной рекламе

Скачать закон в последней редакции скачивайте по этой ссылке. ⇐

Таким образом, требования о рекламе содержатся в различных законодательных актах РФ. Имеется отличие между наружной и внутренней рекламой, которые также необходимо учитывать при размещении. Какая реклама называется внутренней, а какая наружной, было рассмотрено выше.

Помимо этого, существуют и иные виды рекламы. Нужно помнить массу нюансов и правил размещение (перевод рекламы, размещенной на иностранном языке, обязательное согласование рекламы на фасадах и др.).

Читать еще:  Определение окато по адресу

Вывеска или рекламная конструкция?

Судебной коллегией по экономическим спорам обновленного Верховного суда РФ было рассмотрено первое рекламное дело (Определение ВС РФ № 303-ЭС14-395 от 18 ноября 2014 года). Одним из основных вопросов, стоявшим перед коллегией, был вопрос, который имеет уже скорее философский оттенок, нежили правовой, это вопрос разграничения понятий «вывеска» и «рекламная конструкция».

Поводом для спора послужили действия кондитерского магазина, разместившего на фасаде здания две вывески. Одна вывеска в форме шоколадной плитки площадью 2 кв. метра и сведениями — «Шоколадный Департамент. Фирменный магазин кондитерских изделий. Режим работы с 09 до 21. Наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)», вторая вывеска площадью 7,56 кв.метров и сведениями – «Шоколадный Департамент. Фирменный магазин кондитерских изделий».

Данные вывески были размещены без согласия собственников жилых помещений, в связи, с чем управляющая компания обратилась в суд с кондикционным иском.

Позиция Истца заключалась в том, что в силу пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» общество «Свитинка» обязано было заключить договор с управляющей компанией на размещение на фасаде дома рекламных конструкций, однако такой договор заключен не был, соответственно у ответчика возникло неосновательное обогащение.

Ответчик, возражая против иска, указывал на то, что вывески размещаются в силу требований положений Закона о защите прав потребителей, а именно пункта 12 статьи 9, которая обязывает доводить до сведения потребителей сведения о фирменном наименовании своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Поскольку спорные вывески были размещены во исполнение требований этого закона, оснований для взыскания суммы неосновательного обогащения, по мнению заявителя, не имеется.

Суды трех инстанций удовлетворили исковые требования, однако ЭК ВС, сочла, что имеются основания для частичной отмены судебных актов. Отменяя судебные акты, Коллегия указала, что суды первой и апелляционной инстанций признали вывески рекламными конструкциями, а суд кассационной инстанции — вывесками, не содержащими сведения рекламного характера, тем не менее, пришли к единому выводу о наличии у лица, их разместившего, обязанности уплатить соответствующую плату за использование общего имущества дома. При этом, как указано, в Определении Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» было указано, что при применении пункта 1 статьи 3 этого закона следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относится, в частности информация, размещаемая в силу статей 9,10 Закона о защите прав потребителей.

Поскольку размещая именно такую информацию, продавец (исполнитель) выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц, взимание с него соответствующей платы ни нормами указанного закона, ни нормами Жилищного кодекса не предусмотрено, в связи, с чем такое лицо не может быть признано обогатившимся за чужой счет, и оснований для применения главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.

С данным выводом, трудно не согласиться, при этом особенно приятно, что обновленный ВС, не стал менять практику, сформированную упраздненным ВАС в Пленуме № 58.

Но также, в данном Определении есть и некоторые, негативные и мягко говоря, спорные моменты, так Коллегия указала, что вывеска площадью 2 кв.м. по содержанию находящихся сведений на ней, ее размеру, расположению на фасаде дома соответствует требованиям, предъявляемым Законом о защите прав потребителей, ее следовало признать вывеской, содержащей информацию, необходимую для защиты прав потребителей, обязательную в соответствии с указанным законом для доведения до сведения неограниченного круга лиц.

Вторая спорная вывеска площадью 7.56 кв.м., не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, превышает допустимые для информационной вывески размеры, направлена на привлечение и поддержание внимания к реализуемому товару, его продвижению, в т.ч. с использованием товарного знака, и поэтому является рекламной конструкцией.

Вывод, сделанный в отношении второй вывески, представляется крайне спорным, поскольку как указывал ВАС, в том же пункте 58 Пленума, если информация приведена не в полном объеме, то это не означает, что данная информация является рекламой.

При этом такой вывод также не согласуется с практикой выработанной ФАС, в частности в Письме от 28.11.2013 N АК/47658/13, ФАС указывал, что основное отличие вывески от рекламной конструкции, заключается в цели их размещения, так рекламная конструкция преследует цель привлечения внимания к товару, а вывеска необходима для обозначения места нахождения продавца, при этом антимонопольный орган указывал, что указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, не может рассматриваться в качестве рекламы.

Также представляется спорным следующий вывод, закон не предусматривает необходимость размещения в этих целях двух информационных табличек по одному адресу в непосредственной близости друг к другу, в какой находятся спорные вывески. Но при этом закон и не запрещает размещение нескольких вывесок в одном местонахождения, трудно представить, чтобы в огромном гипермаркете была всего одна вывеска, сообщающая о режиме работы данной организации, подобный подход не отвечал бы целям Закона о защите прав потребителя.

Что является рекламой, а что нет?

Мы изобразили в виде таблицы основные положения письма ФАС РФ от 27.12.2017 г., чтобы Вы точно смогли разграничить рекламу и вывеску.

Что не признается рекламой?

Что признается рекламой?

Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес, не признается рекламой

1. Информация, содержащая выражения «Добро пожаловать», «Въезд 24 часа», «Выезд», «Счастливого пути» и т.п., размещенная на конструкции, в том числе установленной при въезде или выезде на территорию, занимаемую организацией, не является рекламой.

Информация, содержащая прямое указание на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес потребителей

1. Информация, размещенная на фасаде здания, содержащая выражения «Покупайте продукцию «name» компании «name»!».

Информация, содержащая указания на объект, не являющийся по сути «рекламным», т.е. не подпадающий под понятие «товар» (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот)

1. Размещение на фасаде торгового объекта или магазина изображения красивого пейзажа, смешной картинки, природного явления и т.д.

Информация, содержащая указания на объект, являющийся по своей сути рекламным объектом

1. Размещение изображения товарного знака на продукции организации.

Информация, не индивидуализирующая объект рекламирования, т.е. не содержащая следующую информацию:

— о наименовании организации

— названий товаров (работ, услуг)

— средств индивидуализации юридических лиц

— товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар (объект рекламирования) среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним.

1. Размещение на фасаде торгового объекта или магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, пейзаж, бутылка вина, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков, характеристики, цены указанных товаров.

Информация, индивидуализирующая объект рекламирования

1. Вывеска на здании с изображением товарного знака продукции компании, характеристикой товара и ценой.

Сведения справочно-информационного характера, размещенные на конструкциях-указателях вне места нахождения организации

Сведения справочно-информационного, размещенные в месте нахождения организации

1. Информация, содержащая сведения о профиле деятельности организации или ассортименте реализуемых товаров и услуг и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц;

2. Размещение коммерческого обозначения организации в месте ее нахождения, иной информации для потребителей в месте реализации товара, оказания услуг (информации о режиме работы, товаре и даже ассортименте), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой (информация для потребителей нерекламного характера);

3. Крышная конструкция на торговом центре в виде указания названия данного торгового центра.

Информация, размещенная на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, с индивидуализацией товаров, наименования юридических лиц

1. Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.

Информация, обязательная к размещению в силу закона (п. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе») или обычая делового оборота

1. Размещение на конструкции, на фасаде здания в месте нахождения организации сведений о наименовании общества, номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет, если в этой информации не содержится конкретных сведений о товаре, об условиях его приобретения или использования;

2. Размещение информационных табло с указанием наименования АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе стоимости реализуемого моторного топлива на территории АЗС и при приближении к АЗС, является сложившимся обычаем делового оборота, такие табло рекламой не являются (размещение сведений об АЗС иными способами может рассматриваться в качестве рекламы).

Целью размещения информации о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте входа в организацию или месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании)

1. Если организация занимает все многоэтажное здание, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании, а также иной обязательной в силу закона информации, не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица. Однако если организация занимает лишь часть многоэтажного здания, то размещение крышной конструкции рассматривается как реклама данной организации. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А82-1685/2007-11, N А70-8499/10-2006.

Читать еще:  Срок обжалования определения арбитражного суда 10 дней

Информация, содержащая справочные сведения

1.Справочно-информационные, аналитические материалы, обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний;

2.Конструкция с изображением в виде креста, размещенная на здании, в котором осуществляет свою деятельность аптека (в качестве указания профиля деятельности организации без указания на конкретный товар как объект рекламирования);

3.Информирование о культурных мероприятиях (театральные афиши и киноафиши);

4.Размещение информации на фасаде здания рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность организация, либо непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании.

Сведения, не являющиеся по своей сути справочными (в т.ч. не раскрывающие обязательную информацию для потребителей)

1. Конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией рекламных акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы,объявления, либо иную информацию об определенном лице или товаре, товарном знаке и иных средств индивидуализации, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае их размещения непосредственно в месте нахождения организации.

Наружная реклама и установка рекламных конструкций

В Законе о рекламе содержится определение наружной рекламы – это реклама с использованием рекламных конструкций, которые характеризуются как технические средства стабильного территориального размещения: щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты, которые монтируются и располагаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Владелец рекламной конструкции является рекламораспространителем.

Требования к распространению наружной рекламы
1.Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы. Иными словами, на наружных рекламных носителях может распространяться только коммерческая реклама и социальная реклама.
Поскольку политическая реклама не подпадает под понятие рекламы, социальной рекламы, применяемое в Законе «О рекламе», то ее размещение на рекламных конструкциях не допускается.
Вместе с тем, статья 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает возможность размещения агитационных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов в период проведения агитации, а также предусматривает обязанность лиц, оказывающих рекламные услуги, обеспечить участникам избирательного процесса равные условия для размещения агитационных материалов.
Комплексное применение рекламного и избирательного законодательства предусматривает возможность размещения предвыборной агитации только в течение агитационного периода.
Вместе с тем, с учетом части 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» на рекламных конструкциях допускается размещение социальной рекламы.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под социальной рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Требования к социальной рекламе закреплены в статье 10 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с частью 4 которой в социальной рекламе допускается указание сведений о спонсорах.
Спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности
Таким образом, Закон допускает указание в социальной рекламе сведений о политических партиях, избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, выступающих в качестве спонсоров мероприятия, являющегося объектом социальной рекламы.
Пример. В ноябре 2007 года в период агитационной кампании по выборам депутатов Государственной Думы в Тракторозаводском районе г. Челябинска распространялась наружная реклама с изображением эмблемы политической партии «Единая Россия». На натяжной рекламной конструкции присутствовал: текст: «Хорошие дороги Тракторозаводскому району!», а также изображение эмблемы партии «Единая Россия» слева от текста и логотип жилищно-эксплуатационной компании «Альтернатива» справа от текста.
По содержанию текста рекламы в целом ее можно рассматривать как социальную рекламу.
В связи с тем, что Закон допускает указание в социальной рекламе сведений о политических партиях, выступающих в качестве спонсоров мероприятия, являющегося объектом социальной рекламы, а также принимая во внимание, что социальная реклама «Хорошие дороги Тракторозаводскому району!» не содержит призывов голосовать за партию «Единая Россия» и иных признаков предвыборной агитации, использование в указанной рекламе изображения эмблемы партии «Единая Россия», также как и логотипа жилищно-эксплуатационной компании «Альтернатива», не противоречит законодательству Российской Федерации о рекламе.
Социальная реклама, размещенная на рекламных конструкциях за пределами агитационных периодов, не должна содержать призывов голосовать за определенную партию или политического деятеля.
Следует отметить, что согласно статье 10 Федерального закона «О рекламе» распространение социальной рекламы осуществляется на основании договора с рекламораспространителем.
В рамках договорно-правовых отношений между рекламодателями и рекламораспространителями может быть достигнута договоренность о размещении социальной рекламы на возмездной или безвозмездной основе. Размер вознаграждения определяется сторонами договора.
Вопрос о наличии в социальной рекламе, содержащей сведения о политических партиях (политических деятелях) признаков предвыборной агитации целесообразно решать с помощью направления соответствующего запроса в ЦИК России или избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.
Еще один пример. В Челябинске также, как и в первом случае в ноябре 2007 года размещалась наружная реклама «Поддержи родителей» с использованием рекламных конструкций (тканевых растяжек), размещенных на балконах жилых домов. Реклама была признана избирательной комиссией Челябинской области предвыборной агитацией. Кроме того, как выяснилось, разрешение на распространение данных рекламных конструкций никто не получал.
Поскольку социальная реклама «Поддержи родителей» является наружной рекламой и признана избирательной комиссией Челябинской области предвыборной агитацией, то при ее распространении должны быть соблюдены требования рекламного и избирательного законодательства.
С учетом изложенного, если при распространении наружной рекламы «Поддержи родителей» не были соблюдены требования Федерального закона «О рекламе» в части получения разрешения, администрация г. Челябинска вправе выдать рекламораспространителю предписание о демонтаже рекламных конструкций, а также — обратиться в арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламных конструкций в случае невыполнения партией обязанности по их демонтажу.
2. Не допускается распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения.
3. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.
Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.
4. Следующее правило вступает в силу с 1 июля 2008 года:
установка и эксплуатация рекламной конструкции на государственном или муниципальном имуществе (земельном участке, здании) осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Участником торгов не вправе быть лицо, занимающее преимущественное положение на рынке наружной рекламы ( на момент подачи заявки на участие в торгах). Если по результатам проведения аукциона или конкурса лицо приобретает преимущественное положение (положение лица, при котором его доля в этой сфере превышает тридцать пять процентов), данные результаты являются недействительными.
Рекламное законодательство относится к ведению Российской Федерации, поэтому органы местного самоуправления не вправе регулировать отношения связанные с содержанием рекламы. Однако в их сферу регулирования входят вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения, распоряжения муниципальной собственностью. Поэтому порядок выдачи разрешений на установку рекламной конструкции определяется в нормативных актах органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, устанавливая порядок выдачи разрешений на установку рекламной конструкции, регулируют вопросы, связанные с установкой технических средств размещения рекламы, а не с содержанием рекламы.
Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором
5. Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции.
Порядок выдачи разрешения
Владелец рекламной конструкции (или собственник имущества, на котором она устанавливается) должен обратиться с заявлением в орган местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить установку рекламной конструкции. В Челябинске обратиться нужно в Управление по наружной рекламе и информации Администрации г.Челябинска.
Заявление должно пройти стадию согласования с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче: управлением архитектуры и градостроительства, ГИБДД, ГТИ. В отдельных случаях, в зависимости от места размещения рекламной конструкции, необходимо получить согласие Управления железных дорог, Управления Федеральных автомобильных дорог, Гортранса, Горсвета, Горзеленстроя. Согласование осуществляют органы местного самоуправления. Заявитель вправе и самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления должен в течение 2-х месяцев выдать решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.
Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано.
В случае отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе в выдаче разрешения вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным.
Разрешение выдается на каждую рекламную конструкцию. За выдачу разрешения взимается государственная пошлина.

Читать еще:  Что такое маргинальность определение

Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления, на территории которого установлена рекламная конструкция.
Разрешение может быть признано в судебном порядке недействительным в случае, например, неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе.
В этом случае владелец рекламной конструкции либо собственник имущества, на котором она установлена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.
В случае отказа владельца произвести демонтаж рекламной конструкции орган местного самоуправления вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.
Все названные требования в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики.
Так, в витрине одного из магазинов г. Челябинска была размещена конструкция, содержащая изображения ноутбука, сотового телефона, видеокамеры и информацию: «Ремонт сотовых, продаем gsm, покупаем, меняем». Разрешение в органе местного самоуправления (в Управлении по наружной рекламе и информации г. Челябинска) на распространение этой информации магазин не получал.
Поскольку информация, размещенная в витрине магазина, направлена на восприятие ее неопределенным кругом потребителей вне магазина, то такая информация является рекламой.
Объектами рекламирования в данном случае в силу пункта 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» являются магазин как продавец сотовых телефонов, осуществляющий также ремонт, покупку, обмен товара, и непосредственно изображенные в рекламе товары (ноутбук, сотовый телефон, видеокамера, сотовый телефон). Кроме того, в рекламе указан адрес Интернет-сайта магазина, по которому потребители могут получить дополнительно информацию о магазине.
Вся указанная информация распространяется способом размещения ее в витрине магазина, направлена на формирование или поддержание интереса к объектам рекламирования и их продвижение на рынке. Всё это согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ «О рекламе» является квалифицирующими признаками рекламы.
Орган местного самоуправления направил магазину предписание о демонтаже рекламы или получении разрешения на ее распространение.
Но, поскольку Закон не распространяет требование о получении разрешения на витрины, то в данном случае магазину не требуется его получение.

Рекламная конструкция

Будет ли являться рекламой и нужно ли получать разрешение от муниципальных служб, если: нанесен бренд (не юр. наименование) на каменную стелу (принадлежит нам), расположенную в 2 км от предприятия? Стела выглядит в форме звезды, один луч которой длиннее и как бы указывает в какую сторону предприятие.

Да, это является рекламой. В соответствии с п. 1 ст. 3 реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данном случае привлекается внимание к объекту рекламирования – бренду и товарному знаку. Необходимо получать разрешение от администрации.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 38-ФЗ, данный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Стелла с брендом не является ни вывеской, ни указателем.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Если компания собирается разместить наружную рекламу на внешних частях здания, то для юриста это означает необходимость предупредить маркетинговую службу о том, что нужно согласовать размещение рекламы не только с собственником здания, но и с органами муниципальной власти. Оба процесса согласования имеют ряд особенностей. Когда для размещения рекламы компания обращается в специализированное рекламное агентство, последнее, как правило, берет эти вопросы или их часть на себя. Но если руководство компании предпочитает обойтись без посредников (например, самостоятельно договориться о размещении баннера, щита или брандмауэра на здании, где расположен офис компании, или по соседству с магазином), то юриста, не знакомого со спецификой рекламных договоров, ждет масса открытий.

Тонкости терминологии: реклама или не реклама

Прежде всего необходимо определиться, будут ли считаться те сведения, которые планируется указать в наружной установке (баннере, щите и т. д.), рекламой или же они охватываются понятием информационной вывески (информационного указателя). Во втором случае на порядок размещения информационной конструкции не распространяются особые требования Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — закон № 38-ФЗ).

Когда баннер или щит не реклама. Информационная вывеска — это далеко не только табличка у входа с сухими сведениями о наименовании компании, времени работы и т. д. Яркий баннер или иную конструкцию с логотипом (товарным знаком) можно отнести к рекламе либо информационной вывеске (указателю) в зависимости от места его расположения. Согласно пункту 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. Указание юридическим лицом своего фирменного наименования на вывеске в месте нахождения не является рекламой.*

Но если по адресу компании будет размещена конструкция с изображением единиц продукции конкретных видов товаров (с маркировкой, наименованием, товарным знаком или иными обозначениями, позволяющими индивидуализировать конкретного производителя и марку товара), такие изображения будут признаваться рекламой соответствующего товара, а не информационной вывеской.

Антимонопольные органы восприняли эту позицию. В своих разъяснениях ФАС России неоднократно указывала, что размещение в месте осуществления деятельности компании коммерческого обозначения, применяемого для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля своей деятельности и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг может признаваться обычаем делового оборота. Размещение слов и выражений, представляющих обобщенное наименование группы товаров (без выделения конкретного товара среди ряда однородных товаров) в месте осуществления производства или реализации таких товаров может рассматриваться как обозначение вида деятельности, осуществляемого в данном месте. Это не должно расцениваться в качестве рекламы. Указание на здании в месте нахождения компании ее наименования, в том числе если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг тоже не может рассматриваться в качестве рекламы. Все эти позиции были высказаны в письмах ФАС России от 31.05.10 № АК/16754, от 24.01.11 № АК/1829, от 28.11.13 № АК/47658/13.*

Но в тех же письмах ФАС России обратила внимание на следующий аспект. Необходимо учитывать целевое назначение сведений и обстоятельства их размещения. Если цель состоит не в информировании о месте нахождения компании (в том числе с учетом помещения, которое она занимает в здании), то такие сведения можно квалифицировать как рекламу. Так, если компания занимает весь многоэтажный дом, то размещение на крыше конструкции с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама (это информирование о местонахождении компании). Следовательно, если компания занимает лишь часть помещений в здании, то щит, световой короб или иная установка на крыше этого здания с наименованием или товарным знаком вполне могут быть расценены именно как реклама. А значит, в этом случае будут применяться особые правила заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также потребуются согласования с местными органами власти.

Важно отметить, что суды часто демонстрируют гораздо более жесткие подходы, чем антимонопольные органы, при оценке той или иной конструкции в качестве рекламной или информационной. Поэтому даже в отсутствие претензий от антимонопольного органа о нарушении законодательства о рекламе можно столкнуться с проблемами другого рода. Например, ювелирный магазин арендовал здание, находящееся в оперативном управлении, и разместил на нем вывеску «Ювелирный салон PANDORA». Через некоторое время арендодатель потребовал досрочного расторжения договора, сославшись на то, что арендатор провел незаконные перепланировки, а также незаконно разместил рекламу на фасаде здания. Против второго довода ответчик возразил тем, что это не реклама, а вывеска, которая не требовала специальных разрешений. Но суд расценил информацию именно как рекламу только потому, что в ней не было информационных данных, предусмотренных законом о защите прав потребителей (постановление ФАС Московского округа от 24.04.14 по делу № А40-31595/13-133-291).

Например, в Москве этот процесс регулируется постановлением правительства города Москвы от 25.12.13 № 902-ПП«О размещении информационных конструкций в городе Москве». Правила размещения вывесок содержат подробные требования к их размеру, оформлению, расположению. Дизайн-проект размещения вывески подлежит согласованию с городским Комитетом по архитектуре и градостроительству.

Ограничения на информационные вывески и указатели. Даже если наружная информация не относится к рекламе, ее размещение тоже может подчиняться особым правилам. Так, в письме от 28.11.13 № АК/47658/13 ФАС России отметила, что порядок распространения такой информации, которая размещается на вывесках, не относящихся к рекламе, может быть определен в акте органа местного самоуправления, в котором установлены правила благоустройства территории. Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее — закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе организация благоустройства территории городского округа, в частности вопросы внешнего оформления улиц и зданий. Кстати, суды, решая вопрос о том, является конструкция рекламной или информационной, в том числе обращаются к местному законодательству (оно иногда ограничивает форматы и размеры информационных вывесок). Пример — определение ВС РФ от 18.11.14 по делу № 303-ЭС14-395, А73-9636/2012».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector