Резиденты и нерезиденты для целей налогообложения

Налоговый резидент

Налоговый резидент – любое лицо, которое по законодательству государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, своего постоянного местопребывания, места своей регистрации в качестве юридического лица, места нахождения своего руководящего органа или иного аналогичного критерия.

Для налоговых резидентов своей страны, государства устанавливают одни правила налогообложения, а для нерезидентов несколько иные.

В Российской Федерации налоговыми резидентами признаются физические лица и организации.

Налоговый резидент РФ — физическое лицо

В целях исчисления налога с доходов физических лиц налоговые резиденты — это граждане, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Если гражданин выехал за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья, то период его нахождения в РФ не прерывается.

Также независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, и сотрудники органов госвласти и местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Отсчет 183 дней начинается с даты пересечения границы РФ.

Следовательно, лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не являются налоговыми резидентами РФ. Это могут быть, например, иностранные туристы, приезжающие в Россию на отдых и экскурсии, студенты, приезжающие на учебу, лица, приезжающие на работу в РФ, и др. При этом, наличие или отсутствие у физического лица гражданства РФ не имеет значения при определении его статуса в качестве налогового резидента РФ.

Иными словами, налоговыми резидентами РФ могут быть признаны и иностранный гражданин, и лицо без гражданства.

В свою очередь, российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ.

Подтверждение статуса налогового резидента РФ

Налоговое законодательство РФ не устанавливает каких-либо правил подтверждения фактического времени нахождения гражданина в РФ и не предусматривает специального порядка определения его налогового статуса.

Документами, подтверждающими фактическое нахождение граждан на территории РФ, являются:

сведения из табеля учета рабочего времени;

копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;

данные миграционных карт;

документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством РФ.

Статус налогового резидента РФ для целей уплаты НДФЛ

Присвоение каждому налогоплательщику статуса резидент (не резидент) устанавливает его обязанности по выплате налога в бюджет со своего дохода, влияет на виды и методы отчислений.

В общем случае доходы физических лиц независимо от их размера облагаются по ставке 13%.

Доходы от источников в РФ, полученные физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом РФ, подлежат налогообложению по ставке в размере 30%.

В отношении доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, полученных таким физическим лицом, применяется налоговая ставка в размере 15%.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки при определении налоговой базы, нежели 13%, налоговые вычеты, включая стандартные вычеты, не применяются. То есть доход физического лица, не признаваемого налоговым резидентом РФ, облагается по повышенной ставке и не уменьшается на налоговые вычеты.

Налоговый резидент РФ — организация

Для целей уплаты налога на прибыль налоговыми резидентами Российской Федерации признаются следующие организации:

иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.

При этом, российскими организациями признаются — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранными организациями признаются — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

При этом налоговые резиденты — организации исчисляют налог на прибыль исходя из прибыли, полученной не только на территории России, но и в иностранных государствах.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Кто такой резидент и нерезидент?

Определение тому, кто такой резидент и нерезидент, содержится в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с ним резидентами являются, в частности, граждане РФ; иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России на основании вида на жительство; а также организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, за исключением иностранных компаний, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» (подп. 6 п. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ ).

Нерезидентами являются иностранные граждане и иностранные организации, постоянно зарегистрированные и находящиеся в другой стране (подп. 7 п. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ ).

Есть и другое определение того, кто есть «резидент» и «нерезидент» для физических лиц. Это определение содержится в НК РФ и используется в налоговых целях.

Резиденты и нерезиденты

Для целей обложения налогом на доходы физических лиц граждане подразделяются на два статуса получателей дохода: резидент, нерезидент (гл. 23 НК РФ).

Налоговым резидентом РФ является человек, который находился на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Также налоговыми резидентами являются российские военные, служащие за границей, и сотрудники органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые находятся в командировке за пределами РФ, независимо от фактического времени нахождения их на территории России (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Налоговым нерезидентом РФ признается человек, который находился на территории России менее 183 календарных дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Читать еще:  Надбавка за разъездной характер работы налогообложение

Резидент или нерезидент: как определить срок нахождения в РФ

Срок нахождения гражданина на территории РФ (менее или более 183-х дней) отсчитывается со дня его въезда в Россию по день выезда из нее включительно (Письмо ФНС России от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702 ). При этом срок нахождения человека в России прерывается при его выезде за границу, за исключением кратковременных зарубежных поездок (менее 6-ти месяцев) с целью лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Поскольку действующим законодательством РФ не определен список документов, на основании которых необходимо определять срок нахождения гражданина на территории России, установить период нахождения человека в РФ можно на основании отметок о его въезде (выезде), сделанными российской пограничной службой в таких документах, как загранпаспорт, миграционная карта и др.

Резидент и нерезидент: в чем отличия

Помимо непосредственно определения, кто является резидентом и нерезидентом РФ, Налоговый кодекс РФ содержит ряд отличий в налогообложении их доходов.

Для резидента и нерезидента Налоговым кодексом РФ установлен разный перечень доходов, облагаемых НДФЛ. В отличие от тех, кто является резидентом, у нерезидентов налог удерживается только с доходов, полученных от источников на территории России (ст. 209 НК РФ).

Кроме этого, при исчислении НДФЛ для резидента и для нерезидента в НК РФ предусмотрены разные ставки налога. В частности, полученный в рамках трудового договора доход физического лица, являющегося резидентом, облагается по ставке 13%. Доход же гражданина-нерезидента при этом в общем случае облагается по ставке 30%. Доходы в виде материальной выгоды от экономии на процентах по полученным займам у резидента будут облагаться НДФЛ по ставке 35%, а у нерезидента – по ставке 30% (ст. 224 НК РФ).

Посмотреть ставку НДФЛ для различных видов дохода для резидентов и нерезидентов можно с помощью Виртуального помощника по НДФЛ для налоговых агентов.

Еще одно отличие резидента от нерезидента заключается в том, что гражданин, являющийся резидентом, вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ. Нерезидент же оформить налоговые вычеты не может (п. 3, п. 4 ст. 210 НК РФ).

Разделение плательщиков на резидентов и нерезидентов для целей налогообложения

Экономические отношения человека и гос-ва определяют принцип постоянного местопребывания, т.е. резиденство. Согласно данному принципу налогоплательщиков подразделяют:

1. На лиц, имеющих постоянное местопребывание в определенном гос-ве- резиденты.

2. На лиц, не имеющих постоянное местопребывание в определенном гос-ве- нерезиденты.

Налогове резиденты несут полную налоговую обязанность перед гос-м своего резидентсва. Они обязаны платить налог с доходов, полученные где бы то ни было как из источников на территории гос-ва своего резиденства, так и на террит. другой страны.

Нерезиденты несут ограниченную налоговую обязанность. Они уплачивают конкретному гос-ву налог только, если получили доход из источников в этом гос-ве.

В РФ налогообложение доходов физ. лиц регулируется НК и международными договорами. Налогоплательщиками НДФЛ явлю физ. лица резиденты и нерезиденты от источников в РФ.

Резидент- это физ. лицо, которое фактически находится в РФ не менее 183 календарных дней в течении 12 следующих подряд мес. Резидентом может быть гражданин РФ, иностранный гражданин, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

ст. 224 НК определяет налоговую ставку в отношении всех доходов полученные резидентами и нерезидентами в размере 30%. После истечения 183 календарных дней пребывания в РФ ин. гражданин имеет право на пересчет НДФЛ по ставке 13%.

Резиденты рос. и ин. юр. лица имеющие постоянное представительство в РФ уплачивают налог самостоятельно по ставке 20%. Для нерезидентов и налоговых резидентов тех государств, с которыми у РФ нет соглашения об избежании двойного налогообложения налог уплачивается по ставке 20%.

Если у ин. юр. лица имеется постоянное представительство в РФ, то оно исчисляет налог на прибыль со всех доходов полученных на террит. РФ. Если представительства нет, то доходы не подлежат налогообложению.

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

О налогообложении физлиц, являющихся нерезидентами РФ

О налогообложении физических лиц, являющихся нерезидентами Российской Федерации 1. Определение статуса физического лица
Для целей уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся — нерезидентов. К доходам резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки — 13 процентов и 30 процентов (п.п. 1 и 3 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговыми резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории нашей страны не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Данный период не прерывается даже тогда, когда физическое лицо выезжает за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Подтвердить нахождение за границей в целях лечения или обучения можно следующими документами:
– договором (либо справкой) с образовательным (медицинским) учреждением;
– копией паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).
Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

2. Как считать 183 дня?
Статьей 6.1 НК РФ установлено, что течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
В связи с этим течение срока фактического нахождения работника на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем его прибытия на территорию РФ. День отъезда за рубеж считается днем нахождения в РФ.
При определении налогового статуса имеет значение только фактическое, документально подтвержденное время нахождения физического лица в РФ. Намерения физического лица относительно времени нахождения в Российской Федерации при определении его налогового статуса в расчет не принимаются. Определение налогового статуса исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в Российской Федерации Кодексом не предусмотрено (Письма Минфина России от 07.11.2007 N 03-04-06-01/377, от 25.06.2007 N 03-04-06-01/200, от 13.06.2007 N 03-04-06-01/185).
Исключение составляют случаи приема на работу граждан Белоруссии, которые признаются налоговыми резидентами РФ с момента заключения трудового договора с работодателем — российской организацией на срок не менее 183 дней в календарном году (см. Письма Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94, от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396, от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82).

Читать еще:  Амортизация для целей налогообложения прибыли исчисляется

3. Какими документами подтвердить нахождение на территории РФ?
Даты прибытия на территорию России и отъезда из России устанавливаются по отметкам пограничного контроля в загранпаспорте.
Если физическое лицо является гражданином иностранного государства, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение о безвизовом режиме, то для целей получения подтверждения за указанный в заявлении период представляются дополнительные документы, подтверждающие фактическое нахождение этого лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Такими документами могут быть, например, справка с места работы в Российской Федерации, копия табеля учета рабочего времени из других организаций, копии договоров возмездного оказания услуг, копии авиа- и железнодорожных билетов и др. (Письмо Минфина России от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31).
Следует иметь ввиду, что вид на жительство не является документом, свидетельствующим о фактическом времени нахождения гражданина на территории страны, а лишь подтверждает право физического лица на проживание в ней, а также его право на свободный выезд и въезд в страну (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Налоговый кодекс не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Ответственность за правильность его определения у физического лица — получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом (Письмо Минфина России от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362).

4. Ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ)
Налоговые ставки устанавливаются также в зависимости от того, является ли физическое лицо резидентом:
— для резидентов — 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей;
— для нерезидентов — 30% (за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка равна 15%).
В случае изменения налогового статуса работника перерасчет сумм НДФЛ производится с момента, когда его статус за налоговый период более изменяться не может, либо по окончании налогового периода.
Если по итогам налогового периода сотрудник будет являться налоговым резидентом, то по его доходам от источников в РФ сумму налога, ранее рассчитанную по ставке 30%, следует пересчитать по ставке 13% как с резидента (Письмо Минфина России от 22.11.2007 N 03-04-06-01/406).
Если по итогам какого-либо налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом (например, в случае окончательного отъезда из РФ до достижения 183 дней нахождения в РФ в данном календарном году), а налог с доходов, выплаченных до отъезда, удерживался исходя из наличия на каждую дату фактического получения дохода (с учетом предшествующего каждой такой дате 12-месячного периода) статуса налогового резидента по ставке 13%, то сумма налога, подлежащая уплате, должна быть пересчитана по ставке 30% (Письмо Минфина России от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210).
Данный перерасчет осуществляется с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса.

5. Устранение двойного налогообложения
В соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ налоговая ставка в размере 30 процентов устанавливается в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 232 НК РФ для получения налоговых привилегий, предусмотренных международным договором, налогоплательщик должен представить в налоговые органы Российской Федерации официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Подтверждение может быть представлено как до уплаты, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение налоговых привилегий.
В случае отсутствия такого подтверждения налогообложение доходов, полученных лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, производится по ставке 30 процентов.

6. Налогообложение единым социальным налогом (ЕСН)
По общему правилу выплаты работникам-иностранцам облагаются ЕСН в том же порядке, что и выплаты работникам-россиянам. Начислять ЕСН нужно на выплаты и вознаграждения, которые производятся иностранцам по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) или авторским договорам, согласно п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ.
Несмотря на то, что по общему правилу выплаты иностранцам облагаются ЕСН так же, как и выплаты россиянам, одна особенность здесь все-таки есть. И заключается она в том, что на порядок исчисления суммы ЕСН к уплате в федеральный бюджет оказывает влияние статус иностранца в России. В частности, является иностранец постоянно проживающим, временно проживающим или временно пребывающим на территории РФ.
Это связано с тем, что сумма ЕСН определяется отдельно по федеральному бюджету, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (п. 1 ст. 243 НК РФ). При этом налог, исчисленный для уплаты в федеральный бюджет по каждому физическому лицу, подлежит уменьшению на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на ОПС (налоговый вычет). Это установлено абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ.
В свою очередь, взносы на ОПС начисляются только на выплаты тем иностранцам, которые постоянно или временно проживают в РФ (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», далее — Федеральный закон N 167-ФЗ), т.е. застрахованным. Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства
Таким образом, если работник-иностранец находится на территории РФ в статусе временно пребывающего, то налоговый вычет по ЕСН в отношении этого работника не применяется.

Читать еще:  Как найти прибыль до налогообложения формула

7. Об уведомлении налоговых органов
В соответствии с пп.4 п.8 ст.18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
Работодатель обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из перечисленных оснований, но в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан.
За неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства на основании ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях работодатель — юридическое лицо может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо в виде приостановления деятельности на срок до девяноста суток. На должностных лиц за указанное правонарушение налагается штраф в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на граждан — в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Отдел налогообложения физических лиц
Управления Федеральной налоговой службы
по Камчатскому краю

Резиденты и нерезиденты для целей налогообложения

Базовым условием признания физического лица налоговым резидентом России останется фактическое нахождение в стране не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, сообщил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. Но по желанию налогоплательщика срок для признания налогового резидентства может быть сокращен до 90 дней, заявил он.

В сентябре Минфин раскрыл в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики» на 2020–2022 годы, что рассматривает возможность сократить минимальный срок пребывания в стране для признания граждан налоговыми резидентами с 183 до 90 дней. То есть сейчас, если человек провел в стране, например, 100 дней из 365, он не считается налоговым резидентом (перестает им быть), а по предложенному новому критерию он бы автоматически становился налоговым резидентом.

Налоговый резидент России уплачивает подоходный налог со своих общемировых доходов, а не только с доходов, полученных в России.

Инициатива Минфина встревожила бизнес, так как от ужесточения критерия пострадали бы, например, россияне — владельцы зарубежных счетов, которые проводили в стране от 90 до 183 дней. Минфин готов отложить реформу резидентства, если ее не поддержит крупный бизнес, заявил Силуанов 9 октября.

Теперь чиновник сообщил, что срок 90 дней будет применяться добровольно, по желанию налогоплательщика. В прежних предложениях Минфина критерий добровольности отсутствовал.

Кому-то выгодно, кому-то нет

Есть разные категории физлиц: для одних сокращение срока для признания резидентом может быть выгодным, для других нет. Например, иностранные высококвалифицированные специалисты, которые приезжают в Россию, но проводят много времени и в других странах, могут быть заинтересованы в облегченном приобретении налогового резидентства, поскольку здесь одна из самых низких ставок подоходного налога в мире — 13%. Для сравнения, в Германии ставка — до 45%, во Франции — до 49% (и там, и там действует прогрессивная шкала).

Однако есть и категории, которым сокращение срока будет невыгодным. Если человек является налоговым резидентом страны (по ее объективным критериям), с которой у России нет соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН), то такое лицо при пребывании в России от 90 дней было бы вынуждено платить налог с мировых доходов в двух странах.

При наличии СИДН налоговый резидент России должен доказать другой стране, что именно в России находится его центр жизненных интересов, чтобы разрешить конфликт налоговых резидентств, либо получить взаимное согласие налоговых органов двух стран на то, чтобы считаться резидентом только России.

Одновременно Минфин хочет уравнять ставки НДФЛ для налоговых резидентов и нерезидентов на уровне 13% (сейчас нерезиденты платят налог со своих российских доходов по ставке 30%). 29 октября премьер-министр Дмитрий Медведев поручил ведомствам к марту 2020 года подготовить соответствующий законопроект. Снижение НДФЛ для нерезидентов уменьшит стимулы для состоятельных россиян надолго уезжать за границу. После уравнивания ставок нерезиденты будут платить налог с доходов, полученных в России, по ставке 13%, а с мировых доходов (если таковые имеются) — по ставке государства, налоговым резидентом которого является гражданин.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector