Налогообложение корпораций в России

КОРПОРАЦИИ И НАЛОГИ

Оформление бизнеса в виде корпорации связано с рядом преимуществ в плане обязательств по уплате федеральных налогов. Однако правительство неблагосклонно относится к учреждению корпораций исключительно ради получения налоговых выгод.

Одним из таких преимуществ является возможность владельца, наемного работника контролировать величину облагаемого дохода на индивидуальном уровне. Получаемую заработную плату следует удерживать в разумных пределах. Слишком большая заработная плата может вызвать подозрение у Службы внутренних доходов, которая, возможно, усмотрит в этом факте попытку скрыть от нее истинные размеры дивидендов и воспрепятствует исключению «сверхзарплаты» из прибыли корпорации. Слишком низкая заработная плата может в свою очередь привести к возникновению проблемы налога на накопленную прибыль.

«Налог на накопленную прибыль» удерживает как закрытые, так и открытые корпорации от ничем не оправданного оставления у себя прибылен в размере, превышающем 250 тыс. долларов. Корпорации профессиональных специалистов — врачей, юристов, бухгалтеров и консультантов, которые часто создаются ради ограничения финансовой ответственности и получения налоговых преимуществ, могут держать на своем счете не более 150 тыс. долларов, в противном случае встает вопрос об уплате налога на накопленную прибыль. В то нее время накопление денег для создания оборотных активов, увеличения основных активов и других естественных нужд бизнеса могут послужить основанием для превышения лимитов без изменения порядка налогообложения. Однако бремя доказательства этого ложится на корпорацию.

Другим налоговым преимуществом корпоративной формы является возможность исключения дивидендов. Корпорации имеют право вычитать до 80″о всех доходов, получаемых в виде дивидендов, выплаченных другими отечественными корпорациями, акциями которых они владеют. Например, если владелец бизнеса имеет более низкое жалованье и вкладывает остаток прибыли корпорации в акции, а не помещает их на банковские счета, приносящие проценты, то компания может не платить налоги с 80% средств, заработанных от использования нераспределенной прибыли. И наоборот, она должна платить налоги со всех доходов, полученных от каких-либо других инвестиций, приносящих процент.

Чтобы предотвратить образование «общих бумажников», то есть использование корпоративной формы как средства для укрытия от налогообложения индивидуальных доходов, в налоговом законодательстве предусматриваются положения, которые называют положениями о налоге с «персональных холдинг-компаний». Он представляет собой штрафной налог со ставкой в 28%, который взимается с корпораций, имеющих слишком большой пассивный доход и подпадающих под ряд критериев в отношении собственности. Пассивным считается доход от ценных бумаг, а также другой доход, полученный из «неуправляемых* источников. Своевременная выплата дивидендов позволяет компании избежать обложения налогом на персональную холдинг-компанию. Однако выплата дивидендов обычно приводит к двойному налогообложению прибыли корпораций: сначала выплачивается налог с общей прибыли, затем после уплаты

этого налога выдаются дивиденды, с которых акционеры снова должны платить налог.

Корпорация, планирующая выплатить в виде дивидендов значительную долю прибыли, фактически накажет своих акционеров, выплачивая налог с первоначальной прибыли по суммарной ставке в 52,48%. Сравните эту ставку с максимумом в 28%, который действует для индивидуальных владельцев и партнерств.

В соответствии с прежними законами, поддержание выплаты дивидендов на минимальном уровне вело к увеличению капитала корпорации. Это внутреннее накопление необъявленных дивидендов могло быть затем реализовано путем продажи акций, а доход от нее облагался налогом на реализованный прирост капитала по льготным ставкам. Нынешнее законодательство не предусматривает льготного порядка налогообложения таких доходов. Все реализованные приросты капитала теперь облагаются по ставке, установленной для личных доходов. Это приводит нас к «S-корпорациям.

Налогообложение доходов корпораций

Налог на прибыль акционерных обществ (корпорационный налог) получил распространение в развитых странах в связи с развитием форм деятельности, основанных на принципе ограниченной ответственности. Все предприятия, действующие в странах с рыночной экономикой, можно объединить в три группы: индивидуальные предприятия; предприятия, основанные на объединении лиц; предприятия, основанные на объединении капиталов.

Доходы индивидуальных предпринимателей облагаются подоходным налогом либо промысловым налогом ( аналог промыслового налога в Российской Федерации — единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности).

Доходы предприятий, основанных на объединении лиц, обычно не облагаются какими — либо налогами; подоходным налогом облагаются доходы владельцев этих предприятий. Индивидуальные предприниматели и владельцы предприятий, основанных на объединении лиц, как правило, несут неограниченную (полную) ответственность по долгам своего предприятия.

К предприятиям, основанным на объединении капиталов, относятся предприятия с ограниченной ответственностью, т.е. его владельцы (акционеры) несут по его обязательствам ответственность в пределах своей доли в уставном капитале. Компании с ограниченной ответственностью признаются юридическими лицами и являются плательщиками корпорационного налога. Объект обложения корпорационным налогом — валовой доход предприятия, за исключением фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, совершенных с целью получения доходов. От корпорационного налога, как правило, освобождаются организации, в соответствии с уставом не ставящие своей целью получение прибыли. К таким организациям относятся различного рода ассоциации, фонды, партии, клубы и иные объединения при соблюдении следующих условий: они не допускают возврата средств, внесенных учредителями, не распределяют в их пользу получаемые доходы, не накапливают в какой — либо форме доходы, а используют их в установленном порядке на цели, предусмотренные уставом. Нарушение хотя бы одного из вышеперечисленных условий приводит к потере безналогового статуса, и все доходы, полученные организацией в период, когда произошло такое нарушение, могут подлежать обложению корпорационным налогом.

Система налогообложения прибыли компаний во всех странах тесно увязана с системой подоходного налогообложения физических лиц. В ряде стран корпорационный налог рассматривается не как самостоятельный вид налогообложения, а как своеобразная надбавка (дополнительный элемент) к подоходному налогообложению физических лиц. В качестве примера можно назвать США, где большинство норм, регулирующих обложение корпорационным налогом, построено на принципах налогообложения физических лиц, и постановления судов по подоходному налогу с физических лиц автоматически применяются в делах, связанных с корпорационным налогом.

Читать еще:  Двухканальная система налогообложения

Взаимодействие подоходного налогообложения физических и юридических лиц может быть построено на принципах:

  • — полного освобождения от налога распределяемой прибыли;
  • — уменьшения налогообложения прибыли на уровне акционеров;
  • — уменьшения налогообложения прибыли на уровне компании;
  • — организации системы двойного налогообложения как прибыли акционерного общества, так личного дохода.

Система полного освобождения от налога распределяемой прибыли может быть организованна как на уровне компаний, так и на уровне акционеров. Система уменьшения налогообложения прибыли на уровне акционеров может основываться на использовании системы зачета (налогового кредита) налога, уплаченного компанией в отношении распределяемой прибыли. Сумма налогового зачета (кредита) включается в совокупный налогооблагаемый доход физического лица, но вычитается из облагаемого дохода корпорации.

Система уменьшения налогообложения прибыли на уровне компании может строится как на основе разных ставок, применяемых для распределяемой (низкая ставка) и нераспределяемой прибыли (повышенная ставка), так и на основе частичного освобождения от налогообложения распределяемой прибыли. Система двух ставок для распределяемой и нераспределяемой прибыли компаний используется в Германии. Система экономического двойного налогообложения корпорационным и личным подоходным налогом (так называемая классическая система налогообложения) предполагает последовательное обложение как дохода корпорации, так и дохода акционера. Однако последнюю систему не следует считать менее благоприятной для физических лиц, так как именно при классической системе обычно используется пониженный по сравнению с другими системами уровень ставок налогообложения дивидендов. На практике многие страны используют комбинации указанных систем освобождения от налогов прибыли на определенных уровнях.

Налоги на доходы юридических лиц могут вводиться как на центральном, так и на региональном, а зачастую и на местном уровнях. Во всех странах подоходные налоги с юридических лиц относятся к основным источникам доходов центральных (федеральных, конфедеральных) бюджетов. На уровне регионов (штатов, земель, провинций, кантонов) применяются как самостоятельные подоходные налоги с юридических лиц, так и региональные надбавки к центральным налогам.

Ставки центральных налогов на прибыль юридических лиц, как правило, являются пропорциональными, их уровень в зависимости от применения систем зачетов колеблется от 28% в Швеции до 53, 2% в Италии.

Необходимое условие для обложения корпорационным налогом — коммерческая деятельность, осуществляемая юридическим лицом.

Общая схема определения налогооблагаемого дохода по корпорационному доходу аналогична схеме определения налогооблагаемого дохода физических лиц. Из валового дохода, включающего выручку от реализации товаров и услуг, процентов, дивидендов, рентных поступлений, доходов от реализации имущества и прочих доходов, вычитаются доходы, освобождаемые от обложения корпорационным налогом, налоги, уплаченные с имущества, в бюджеты региональных и местных органов власти, материальные затраты, связанные с производством и реализацией, расходы на заработную плату и обязательные отчисления в фонды социального назначения, амортизационные отчисления, уплаченные проценты и рентные платежи, отчисления в фонды предприятия в соответствии с действующим законодательством. В результате этих вычетов образуется скорректированный (адаптированный, урегулированный) доход.

Значительная спецификация существует в отношении отчислений в амортизационные фонды. Нормы и правила проведения амортизационных отчислений устанавливаются в законодательном порядке, их нарушение также может рассматриваться как сокрытие объекта налогообложения со всеми вытекающими последствиями. Нормы амортизационных отчислений, как правило, являются нефиксированными, а предельными, что означает, с одной стороны, невозможность их повышения, а с другой стороны, разрешает предприятию устанавливать уровень отчислений произвольно. Амортизации подлежат как материальные (вещественные, осязаемые) активы — здания, машины, оборудование, сооружения и т.д., так и нематериальные (невещественные, неосязаемые) активы: авторские права, торговые марки, патенты и т.д.

Специальной льготой может быть первоначальная налоговая скидка, применяемая в отдельных промышленно развитых странах, представляющая собой единовременное освобождение от налогообложения части прибыли. Скидка предоставляется в первый год использования оборудования как дополнение к амортизационным отчислениям. В первые подобная мера была введена в Великобритании (1945год), Нидерландах (1950г), затем во Франции, ФРГ, Италии и ряде других государств. Скидка устанавливается в процентах от стоимости основного капитала и дифференцируется в зависимости от его структуры, отрасли промышленности, а в некоторых странах (например в Италии) — от района страны.

В некоторых государствах право на увеличение амортизационных отчислений предоставляется не только в первый год эксплуатации основного капитала, но и в последующие годы. Кроме повышенных норм амортизационных отчислений компании имеют право выбора метода амортизационных отчислений (уменьшение остатка при удвоенной норме амортизации, равномерное ежегодное списание).

Наряду с общими налоговыми режимами в ряде стран действует специальные налоговые режимы по отраслям экономики. К таким отраслям обычно относятся сельское хозяйство, лесное хозяйство, горнодобывающее, нефтяная и газовая промышленность, энергетика. Для этих отраслей могут применяться особые системы амортизации основных фондов, вводиться дополнительные инвестиционные льготы.

Важную группу налоговых льгот представляют собой отсрочки по уплате налогов. Для налогоплательщика отсрочка по уплате равноценна предоставлению беспроцентного или льготного банковского кредита. Широкое распространение получили отсрочки, предоставляемые по отраслевому принципу. Особые режимы отсрочек по уплате налогов предоставляются в сфере страхования, инвестиционной деятельности, добывающей промышленности, сельском хозяйстве, при экспорте отдельных видов товаров и услуг. Так, страховые компании Великобритании имеют отсрочку по уплате корпорационного налога сроком в три года, т.е. в текущем финансовом году осуществляется фактическое погашение налоговых обязательств, возникших три года назад. Наряду с отраслевыми отсрочками могут предоставляться отсрочки и рассрочки по уплате корпорационного налога в связи с особыми обстоятельствами.

Доля корпорационного налога в структуре обязательных отчислений (платежей) в развитых странах составляет 5-10%, что в несколько раз меньше доли поступлений по подоходному налогу с физических лиц. Это связанно со стремлением государств облагать налогами главным образом доходы, перераспределяемые на нужды личного потребления, стимулируя инвестиционную активность.

Читать еще:  Упрощенная система налогообложения 15 процентов

Налогообложение корпораций в России

Вместо НДС, НДФЛ и Налога на Имущество компании на УСН обязаны уплачивать один из двух типов единого налога (по своему выбору):

  • 6% с общей суммы валового дохода
  • 15% с разницы между доходами и расходами, но не менее чем 1% от общей суммы доходов

УСН вправе применять предприятия у которых:

  • менее 100 сотрудников
  • годовой объем продаж менее 150.000.000 руб.
  • доля, принадлежащая другому юридическому лицу в уставном капитале, составляет менее 25%
  • стоимость основных средств менее 150.000.000 рублей
  • нет филиалов и представительства в других городах
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
  • для физических лиц налоговых резидентов РФ * — 13%
  • для физических лиц нерезидентов РФ — 30%
  • специальные налоговые льготы для инвестиций в акции

* физическое лицо налоговый резидент РФ должен прожить в России более 183 дней в году.

Платежи с заработной платы в Пенсионный, Социального страхования и Медицинский фонды (ЕСН)

В 2017 предприятия обязаны уплачивать с фонда заработной платы следующие платежи:

  • с зарплаты менее 1.115.000 рублей в год — 30%
  • с сумм зарплаты превышающей 1.115.000 рублей в год — 15,1%
  • в фонд страхования от несчастных случаев от 0,2% до 8,5%
Налог на имущество (недвижимость)
  • ставка налога для корпораций — до 2,2%
  • ставка налога для физических лиц — от 0,1% до 2%
Налог на дивиденды
  • налоговая ставка для российских корпораций и физических лиц налоговых резидентов РФ — 13%
  • ставка налога для иностранных корпораций и физических лиц нерезидентов РФ — 15%

Прежде чем вы начнете регистрировать свой бизнес в России, рекомендуем проконсультироваться с нами по поводу выбора оптимального режима налогообложения и организационно-правовой формы предприятия.

СРАВНИВАЕМ НАЛОГИ В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ

В России с 2015 года фактически установлен мораторий на любое увеличение налоговой нагрузки на экономику. Следующие три года мораторий действует официально, в рамках основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 – 2018 год, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации.

Правительство РФ обязалось не вносить предложений в Государственную Думу о повышении налоговой нагрузки в период с 2016 по 2018 год, а также не поддерживать такие предложения, поступившие из других сфер.

Стабильность налоговой системы обеспечивает инвесторам понятные и предсказуемые условия деятельности. Текущая налоговая нагрузка на предприятия в России ниже, чем в большинстве развитых стран Запада. Для предприятий малого и среднего бизнеса применяются льготные режимы налогообложения

В России предоставляются налоговые льготы инвесторам, которые открывают предприятия в рамках особых экономических зон (ОЭЗ) и территорий опережающего развития (ТОР), которые расположены в разных частях страны.

НДС по льготной ставке 10% облагается производство и реализация большого количества видов деятельности: продовольственных товаров, товаров для детей и печатных изданий.

В России отсутствует налог на капитал. Аналогичную функцию выполняет налог на имущество организаций, но этот налог действует в отношении ограниченного круга объектов и подразумевает большое количество льгот.

Ставки налога на личные доходы в России и других странах

Важное преимущество российской системы налогообложения перед налоговыми системами Европы и США составляет значительно более низкий налог на личные доходы для российских налоговых резидентов.

Основная ставка налога на доходы физических лиц в России для налоговых резидентов составляет 13%. По такой же ставке облагаются доходы нерезидентов, полученные от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста. По российскому законодательству высококвалифицированные специалисты определяются по уровню заработной платы.

По ставке 15% облагаются дивиденды, полученные от российских организаций нерезидентами. По ставке 30% облагаются все остальные доходы нерезидентов по ценным бумагам, эмитированным российскими организациями.

При этом в России используется плоская шкала налогообложения, что означает, что ставка налога одинакова для всех, независимо от величины дохода. Это значительно выгоднее, чем прогрессивная шкала налогообложения в Евросоюзе и США, где личные доходы облагаются налогом по принципу «чем больше доходы, тем выше ставка налога». Это привлекает в Россию иностранцев, которые обращаются за получением российского гражданства, чтобы снизить свои выплаты по налогам. В 2013 году российское гражданство и статус налогового резидента получил знаменитый французский актер Жерар Депардье, чтобы сэкономить на выплате налогов. О своем намерении получить российское гражданство по той же причине заявили аргентинский футболист Хуан Лескано и американский боксер Рой Джонс.

Система налогообложения корпораций

Налогообложение – это совокупность философских, экономических и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, в большей степени безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов хозяйствующих субъектов в общегосударственное пользование.

1) регулирующая и стимулирующая;

5) контрольная – контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан.

Регулирующая — государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

а) регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определенных «правилах игры» (разработка законов, нормативных актов), определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц – предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов – рыночные институты. Это направление с налогами не связано;

б) финансово-экономические методы воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Регулирование осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных заказов и закупок и осуществления народно-хозяйственных программ.

Читать еще:  Разъездная торговля налогообложение

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая. С помощью налоговых льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения (инвестиции). Стимулирование технического прогресса происходит за счет того, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления и т. п., освобождается от налогообложения.

Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в госбюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых комплексных целевых программ (научно-технических, экономических и др.).

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в добывающие отрасли, сельское хозяйство, железные дороги, автострады и др.

Перераспределительная функция носит ярко выраженный социальный характер, соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды.

Фискальная. Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и непроизводственной сферы.

Контрольная — контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками их доходов и расходами.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации,

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Кодексом. Так же могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Устанавливаются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

В РФ наряду с общей системой налогообложения применяется и упрощенная система. Она предусматривает освобождение организации или индивидуального предпринимателя от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц (индивидуальными предпринимателями в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности). В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает уплату налога с вмененного дохода налогоплательщику. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны производить обязательные платежи во внебюджетные фонды РФ с фонда оплаты труда своих работников. Согласно Федеральному закону РФ N 212-ФЗ от 24 июля 2009г. «О страховых взносах в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования» (с изм.) ст.12 п.2 тарифы страховых взносов с 1 января 2013 года составляют:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации – 22%;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9%;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%;

Общая величина отчислений во внебюджетные фонды составит 30%.

Согласно Федеральному закону РФ N 228-ФЗ от 3 декабря 2012г. «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний например для 5-го класса профессионального риска составляет 0,6%.

Порядок расчета налогов (общие положения)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector