Ликвидация ООО по решению налогового органа

Ликвидация ООО по решению налогового органа

Бизнес по разным причинам становится не нужен своим владельцам. Иногда о нем предпочитают «забыть», надеясь на «ликвидацию» ООО по решению налогового органа об исключении фирмы из ЕГРЮЛ. Когда возможно такое исключение и какие последствия ожидают собственника, рассмотрим далее.

Почему налоговики могут «закрыть» фирму

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда «закрытие» происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов. Перечислим, когда возможна ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции:

  • организация более чем 12 месяцев не отчитывается в инспекцию по установленным формам, и по ее банковским счетам не проводятся операции. В этом случае организация считается прекратившей свою деятельность;
  • у организации нет средств на проведение добровольного «закрытия», и с собственников средства на эти цели взыскать невозможно;
  • организация в течение 6 месяцев не исправляет в ЕГРЮЛ содержащуюся в нем недостоверную информацию о себе. Происходит это, когда инспекция, не получив от организации ответов на свои вопросы, внесла в реестр запись о наличии недостоверной информации.

Отметим, что последние два основания действуют с сентября 2017 г.

Когда начало принудительной ликвидации ООО налоговой невозможно

Контролеры, даже при наличии на то оснований, не всегда могут начать процедуру исключения фирмы из госреестра юрлиц. Процесс исключения не будет запущен, если:

  • суд постановил начать процедуру банкротства в отношении такой организации. С 28 июня 2017 г. сведения о возбуждении дела по заявлению о банкротстве включаются в ЕГРЮЛ, как и сведения о всех этапах банкротства;
  • у организации есть долги в бюджет, срок исковой давности по которым еще не прошел. В связи с новыми полномочиями налоговиков в отношении взыскания долгов по страховым взносам это справедливо и при наличии у фирмы непросроченных долгов в фонды.

Суды считают, что наличие «бюджетных» долгов не является препятствием для ликвидации ООО по инициативе налоговой, но контролеры полагают, что в этом случае будет нарушен порядок самой процедуры исключения.

Как исключают из госреестра

Когда у контролеров есть причины для исключения организации из реестра юрлиц, ими принимается соответствующее решение. Сообщение о нем публикуется в специализированном СМИ. Здесь же сообщается порядок, в котором заинтересованные лица могут направить свои возражения. Сделать это возможно в течение 3 месяцев.

Если заявления от заинтересованных лиц есть, то процесс «ликвидации» ООО налоговым органом через исключение из реестра прекращается. При таких обстоятельствах «закрытие» может произойти либо в итоге добровольной ликвидации, либо в итоге процедуры банкротства.

Поэтому, если налоговая принимает решение об исключении из ЕГРЮЛ фирмы, имеющей долги в бюджет, она тут же должна подать заявление как кредитор и тем самым прекратить процесс исключения. Т.е. «налоговая ликвидация» ООО в случае с должниками в бюджет невозможна.

Если заявлений не поступило, юрлицо исключается из реестра.

Могут ли взыскать с учредителя долги исключенной фирмы

С 28 июня 2017 г. законодательно закреплена норма, согласно которой исключение фирмы из ЕГРЮЛ, инициированное налоговой, формирует для ее владельца те же последствия, что и при ликвидации. Если фирма признана недействующей и произошло «закрытие» фирмы налоговой службой, а кредиторы сумели доказать, что это случилось по вине владельцев организации, то владельцы будут обязаны погасить неоплаченные долги.

Порядок принудительной ликвидации ООО органом ФНС

Ликвидация ООО ФНС выполняется в том случае, если деятельность компании велась с нарушением законодательства или не велась вовсе. В этой статье читатель найдет информацию о порядке ликвидации ООО по инициативе налоговой, а также об особенностях осуществления этой процедуры на практике.

Ликвидация ООО по решению налогового органа (налоговых инспекций): причины

Причинами для ликвидации ООО по инициативе налогового органа являются:

  • непредоставление отчетных документов в контролирующие органы и отсутствие операций на банковских счетах организации в течение 12 месяцев, предшествующих моменту инициирования ФНС процедуры упразднения компании (п. 1 ст. 21.1 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ);
  • допущенные при регистрации ООО нарушения законодательства (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • отсутствие у юрлица лицензии на осуществление определенного вида деятельности (подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • неоднократное нарушение обществом требований действующего законодательства (подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • ряд иных оснований.

Ликвидация ООО во внесудебном порядке осуществляется лишь при возникновении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, — во всех остальных случаях ФНС может выступать инициатором возбуждения судебного производства, направленного на упразднение компании.

Процедура ликвидации ООО ИФНС во внесудебном порядке

Последовательность действий, осуществляемых налоговой службой с целью упразднения юрлица, определена положениями пп. 3 и 4 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, в соответствии с которыми она выглядит следующим образом:

  • ФНС принимает решение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ в связи с признанием ее недействующей.
  • Решение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», причем публикацию необходимо осуществить в течение трех дней с момента его принятия.
  • Одновременно с обнародованием принятого решения налоговый орган должен опубликовать информацию о порядке получения заявлений от кредиторов предприятия, права и интересы которых могут быть затронуты в результате упразднения фирмы.
  • Принимаются заявления от кредиторов и иных контрагентов предприятия. Процедура осуществляется в течение трех месяцев с момента публикации соответствующего уведомления в органах печати. В том случае, если подобные заявления были направлены в адрес налогового органа, решение об исключении компании из ЕГРЮЛ не принимается, а ликвидация общества осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 61 ГК РФ.

Ликвидация ООО по решению суда

Инициируемая налоговой процедура ликвидации юрлица в судебном порядке состоит из следующих этапов:

  • Представитель государственного органа направляет в Арбитражный суд исковое заявление с требованием о ликвидации общества. К нему должен быть приложен пакет документов, подтверждающих обоснованность инициативы налоговой.
  • Арбитраж осуществляет проверку компании на наличие признаков, позволяющих присвоить ей статус недействующей (п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ «О некоторых…» от 30.07.2013 № 61).
  • Создается ликвидационная комиссия, которая в соответствии с положениями ст. 63 ГК РФ публикует в журнале «Вестник государственной регистрации» сведения о грядущем упразднении компании, а также уведомляет о данном факте кредиторов предприятия.
  • После окончания срока, предоставленного кредиторам для выдвижения финансовых требований (в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 63 ГК РФ он может составлять два и более месяца), составляется промежуточный ликвидационный баланс.
  • Если имеющихся у предприятия средств достаточно для того, чтобы удовлетворить все предъявленные к нему требования, долги погашаются, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и передает его в налоговую, после чего в ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении существования юрлица.
  • Если же собственных средств компании не хватает на оплату всех имеющихся у нее задолженностей, процедура ликвидации осуществляется посредством присвоения компании статуса банкрота в порядке, предусмотренном положениями закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
Читать еще:  Заявление на увольнение при ликвидации предприятия образец

Итак, принудительная ликвидация ООО налоговой может осуществляться как во внесудебном, так и в судебном порядке. В первом случае основанием для упразднения общества становится фактическое отсутствие деятельности, а во втором — грубые и неоднократные нарушения действующего законодательства.

Ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции

Нередко бывает, что открытое ранее общество с ограниченной ответственностью становится ненужным и даже обременительным. Законодатель предусмотрел 2 основных способа ликвидации юридического лица – по решению учредителей (участников) и по инициативе регистрирующего органа.

Что это такое

Бизнесмены, которым приходилось закрывать ООО по собственной инициативе, знают, насколько это затруднительная процедура. Поэтому многие владельцы компаний предпочитают воспользоваться такой возможностью, как ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции.

Для ряда предпринимателей, конечно, принудительная ликвидация становится неприятной неожиданностью. Но, согласно статистике, в большинстве случаев, учредители, приняв такое решение, осознанно ведут юридическое лицо к закрытию по инициативе регистрирующего органа в досудебном порядке. Использование этой законной процедуры позволяет предпринимателю избавиться от множества организационных хлопот.

В каких случаях происходит

Гражданским законодательством РФ предусмотрено несколько оснований для принудительной ликвидации юридического лица:

  • неоднократное нарушение действующего законодательства (пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • отсутствие надлежащим образом полученной лицензии, если для деятельности, которую ведет компания, предусмотрено лицензирование;
  • нарушение закона о конкуренции;
  • отсутствие движений финансовых средств на счетах фирмы и отсутствие отчетности (пп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Налоговый орган, в свою очередь, имеет два пути ликвидации ООО – во внесудебном порядке и по решению суда.

Кроме оснований для исключения из ЕГРЮЛ в досудебном порядке, указанных в статье 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» — отсутствие отчетности и движений средств на счетах, Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ внесены дополнительные случаи, когда компания может быть исключена из реестра:

  1. Организация не имеет средств на расходы, связанные с добровольной ликвидацией и не имеется возможности возложить эти затраты на учредителей (участников).
  2. В ЕГРЮЛ более чем полгода содержится пометка о наличии недостоверной информации, предоставленной юридическим лицом.

Во втором случае, имеются в виду преимущественно сведения об адресе организации, но могут быть недостоверными также сведения о ее руководителе или участниках.

Недостоверность адреса определяется инспекторами по следующим признакам:

  • если в налоговый орган возвращаются почтовые отправления по указанному адресу с пометкой «адресат отсутствует»;
  • если адрес – жилое помещение, не являющее собственностью директора или одного из основных учредителей;
  • если этот адрес указан в качестве юридического более чем 5-ю организациями;
  • если адрес неполный — не указан номер офиса, помещения и т.д.;
  • если адрес имеет разночтение с данными официального классификатора адресов;
  • если по адресу находится здание, которое нельзя эксплуатировать по назначению (в качестве офиса) – гараж, разрушенное или не введенное в эксплуатацию здание.

В недостоверности сведений о своем руководителе компания может быть заподозрена по следующим признакам:

  • лицо действует без доверенности в интересах более 50 организаций;
  • участники юридического лица фигурируют более чем в 50 компаниях;
  • имеются сведения о наличии постановления об административном правонарушении, в котором зафиксировано решение о дисквалификации лица, действующего от организации без доверенности;
  • имеются сведения о смерти лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.

Отчетность предпринимателя

Прекращение по инициативе регистрирующего органа происходит, если компания не осуществляет деятельность в течение последних 12 месяцев. В ст. 21.1. ФЗ № 129 перечислены 2 признака:

  • на протяжении последнего года налоговая инспекция не получает декларации и отчеты от ООО;
  • на счетах компании за тот же период отсутствует любое движение средств.

Поэтому если предприниматель не осуществляет бухгалтерские проводки и не предоставляет декларации, он может ожидать прекращения своего юридического лица.

Как действует ФНС

Чтобы выявить и ликвидировать недействующие ООО, в налоговой инспекции формируются реестры организаций, которые в течение определенного законом срока не подают декларацию и не сдают иную отчетность.

На основании этих реестров в банк направляются запросы, по предоставленным сведениям, анализируется состояние счетов компаний. Если на счетах средств не имеется и бухгалтерских проводок в течение года не осуществлялось, принимается решение об исключении ООО из Единого государственного реестра юридических лиц.

В течение следующих 3 дней налоговая служба размещает в СМИ информацию для заинтересованных лиц — сведения о ликвидации компании, адрес и порядок подачи претензий. Традиционно информация размещается в «Вестнике государственной регистрации».

На протяжении 3 месяцев после публикации физические и юридические лица, интересы которых затрагиваются или ущемляются ликвидацией данного ООО, могут обратиться в инспекцию с претензией.

Специалисты налоговой инспекции стали работать над выявлением неверно указанных сведений. Поскольку процедура в силу своей новизны еще не регламентирована, инспекторы стараются получить информацию непосредственно от владельцев помещений, запрашивают справки, списки арендаторов, организовывают проверки с выездом по адресам.

Нарушителям направляется предупреждение с требованием внесения изменений в реестр в течение 30 календарных дней. Если предприниматель игнорирует уведомление, напротив него ставится пометка о наличии недостоверных сведений. В этом случае, по истечении полугода с момента появления пометки, общество исключается из ЕГРЮЛ.

Если принудительная ликвидация невозможна

Налоговая инспекция не всегда имеет право инициировать процедуру исключения компании из государственного реестра по упрощенной досудебной процедуре, даже если формальные основания на это у нее имеются.

Есть 2 ситуации, когда принудительная ликвидация по этой схеме невозможна:

  • если по решению суда в отношении юридического лица начата процедура банкротства;
  • если компания имеет долги в бюджет и страховые фонды, причем срок давности по этим долгам не истек.

Впрочем, судебные инстанции придерживаются мнения, что задолженность в бюджет не является основанием для отказа от прекращения по инициативе налоговых органов. Формально это так. Проблема в том, что коллизия сокрыта именно в процедуре: налоговая служба сама является кредитором компании-должника. Поэтому в случае, когда имеются все формальные основания для принудительной ликвидации ООО в досудебном порядке и налоговая инспекция инициирует эту процедуру, она сама же должна будет прекратить процесс, подав в 3-х месячный срок заявление как кредитор юридического лица.

Читать еще:  Отчеты при ликвидации ООО на усн

Образец заявления кредитора о признании гражданина банкротом

Образец заявления о включении в реестр требований кредиторов должника требований первой очереди

Исключение из государственного реестра

Если в 3-х месячный срок, предусмотренный для подачи заявлений кредиторами или контрагентами, претензий в адрес компании не поступало, инспекция исключает сведения об обществе из Единого государственного реестра юридических лиц в упрощенном порядке. В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ, после внесения решения о ликвидации в ЕГРЮЛ прекращение юридического лица считается состоявшимся.

Если же в отведенный законом срок от кредитора поступило заявление, процесс принудительной ликвидации в досудебном порядке отменяется и вступает в силу порядок, предусмотренный ст. 61 ГК РФ. В таком случае исключение из государственного реестра происходит либо после процесса добровольной ликвидации, либо по итогам окончания всех этапов процедуры банкротства.

Могут ли взыскать с учредителя долги исключенной фирмы

Есть ли у кредиторов возможность взыскания долгов, которые не были погашены до ликвидации? Существует мнение, что при ведении бизнеса через юридическое лицо, личное имущество предпринимателя находится в полной безопасности. Законодатель в ст. 56 Гражданского кодекса РФ действительно предусмотрел соответствующее преимущество — добросовестный учредитель (участник) отвечает по долгам в пределах своей доли в уставном капитале.

После проведения всех предусмотренных процедур компания больше не имеет собственности. По их окончании она теряет все права на осуществление любой деятельности и финансовых расчетов с кредиторами, поскольку перестает существовать.

До недавнего времени, в случае, когда юридическое лицо ликвидировалось в соответствии с процедурой несостоятельности (банкротства), его участникам грозило привлечение к субсидиарной (дополнительной) ответственности по его обязательствам, если будет доказано, что к банкротству компанию привели именно действия (бездействие) ее участников (Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Субсидиарная ответственность приравнивается к реальному размеру долга, а не к величине уставного капитала. Соответственно, исполнительное производство направлено на взыскание с учредителя долга в полном объеме, вне зависимости от его доли уставном капитале.

Однако, в связи с внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ изменениями, даже после завершения принудительной ликвидации общества лица, контролировавшие компанию, не могут чувствовать себя в безопасности на протяжении 3-х лет. Сейчас в течение именно этого срока кредиторы могут предъявлять к ним финансовые требования субсидиарной ответственности.

В течение 3-х лет с момента закрытия налоговая служба имеет право обратить свое внимание на уже не существующую компанию. К примеру, если в результате налоговой проверки ее бывшего контрагента проявятся ее старые сомнительные сделки или незаконная деятельность. При этом вновь рассчитанная недоимка, пени или штрафы будут взысканы с личного имущества руководства бывшей компании.

Аналогичные требования теперь можно подавать после завершения процедуры банкротства и даже вне этой процедуры, если в ее проведении было отказано.

Интересно, что инициировать привлечение управляющего состава ликвидированной компании к субсидиарной ответственности может не только действующий кредитор, но и ее бывший работник, который в рамках предусмотренного срока вспомнит, что организация имеет перед ним долг. Причем 3-х летний срок начинает отсчитываться с того момента, как потенциальный кредитор узнал о наличии оснований для своего заявления.

Предлагаем вашему вниманию видео, на котором рассказывается подробно о ликвидации ООО.

Преследование должников кредиторы могут осуществлять теперь на основании исполнительного производства и после завершения процедуры банкротства.

Финансовые риски в бизнесе есть всегда, вне зависимости от его организационной формы, но предпринимателю, который старался не обходить закон, а работать добросовестно, в большинстве случаев, опасаться нечего.

Каковы последствия для учредителя ликвидации ООО по инициативе ИФНС?

Налоговая приняла решение о ликвидации ООО по причине не достоверности сведений (не соответствия юридич.адреса фактическому). ООО деятельности не вело с момента регистрации ЮЛ. Задолженность перед бюджетом 200 руб.

Какие будут негативные последствия для учредителя/директора ООО ( это разные лица). Можно ли оспорить это решение и в какие сроки?

Уточнение от клиента

Еще один момент. После ликвидации ЮЛ и прошествии периода в 3 года, запрещающего регистрацию нового ЮЛ, сохраняется ли в базе ИФНС какая либо негативная информация на учредителя/директора, способная в дальнейшем влиять на его деловую репутацию при регистрации нового ЮЛ?

Елена, добрый день.

Собственно наиболее негативное последствие здесь одно, это невозможность занимать руководящие должности для руководителя в течении 3х лет после ликвидации организации.

Согласно ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП»:

ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:
являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

Таким образом при принудительной ликвидации в случае регистрации нового ООО в течении 3х лет Вам будет отказано, если Вы являетесь лицом имеющим право действовать без доверенности.

Оспорить можно в порядке гл. 24 АПК РФ устанавливающей порядок обжалования ненормативных правовых актов, решений и действия/бездействия государственных органов.

Предварительно следует подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.

По основаниям для подачи уже надо смотреть и более детально разбирать ситуации и есть ли такие основания вообще.

Принудительная ликвидация юридического лица по инициативе ИФНС

Прекращение деятельности хозяйственного общества далеко не всегда носит добровольный характер. Процесс ликвидации юридического лица вправе инициировать государственные структуры. Чаще всего такое полномочие реализуется налоговой инспекцией. Контролирующая служба наделена широкими правами по борьбе с компаниями-призраками, однодневками и недобросовестными предпринимателями.

Читать еще:  Решение об отмене ликвидации ООО образец

Порядок закрытия фирмы

На законодательном уровне закреплено несколько механизмов ликвидации. Классическая процедура основана на волеизъявлении учредителей. При добровольном прекращении деятельности издержки и организаторские функции ложатся на собственников. Все долги компании подлежат оплате, а остатки имущества – распределению между участниками.

В принудительном порядке фирму ликвидируют следующими способами:

  1. Банкротство. Процесс признания финансовой несостоятельности подробно описан законом 127-ФЗ от 26.10.02. Ключевым условием реализации процедуры является объективная неспособность предприятия удовлетворить кредиторские требования.
  2. Судебное разбирательство. Инициировать производство в арбитражном суде представители власти могут при систематическом и грубом нарушении фирмой законодательства. Подать иск вправе не только налоговые органы, но и представители антимонопольной службы, Центробанка РФ, прокуратуры, муниципалитета.
  3. Исключение записи из ЕГРЮЛ. Статья 21.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01 разрешает закрыть ООО в административном порядке. Такое право предоставлено территориальной налоговой инспекции.

Условия реализации каждого из перечисленных механизмов закреплены на федеральном уровне. Нарушение правил влечет отмену решений о ликвидации.

Основания принудительного закрытия фирмы

Прекращение коммерческой деятельности против воли собственников осуществляется по нескольким причинам. Налоговая служба вправе действовать в следующих случаях:

  1. Систематическое несоблюдение нормативных предписаний. Ликвидация происходит из-за грубых нарушений закона. К таковым относят ведение бизнеса без лицензии или допуска саморегулируемого объединения, легализацию криминальных доходов, недобросовестную конкуренцию, построение заведомо преступной коммерческой модели. Перечень причин открыт. Основанием же служит вступившее в силу решение суда.
  2. Наличие задолженности перед бюджетом. Просрочка в исполнении финансовых обязательств фирмы должна составить не менее 3 месяцев. Арбитражный суд возбуждает производство, если долг достиг отметки в 300 тыс. рублей (статьи 3 и 6 закона № 127-ФЗ от 26.1002).
  3. Фактическая остановка деятельности. Признаки, свидетельствующие о прекращении бизнеса, приведены в статье 21.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01. Норма относит к таковым отсутствие годовой отчетности и транзакций по банковским счетам за тот же период. Вывод, что деятельность не ведется, делают по итогам комплексной оценки. В суд не обращаются.
  4. Недостоверность данных в реестре. Запись о несоответствии сведений должна оставаться в ЕГРЮЛ не менее полугода. При этом территориальная инспекция обязана известить компанию о внесении пометки и предложить уточнить информацию (ст.21.1 закона 129-ФЗ). В этом случае допускается исключать предприятие из ЕГРЮЛ в административном порядке.
  5. Отсутствие денег на ликвидацию. В принудительном порядке организация исключается из государственного реестра, если возложить расходы на учредителей не представляется возможным. Судебное решение не требуется.

Действуя вопреки воле собственников, налоговый орган обязан соблюдать процессуальные правила. Ключевым принципом остается публичность. Вся информация размещается в открытых источниках.

Стадии ликвидации компании

Нормативным базисом исключения сведений из реестра является закон ФЗ 129 от 08.08.01. Регламент дополняют ведомственные инструкции, разъяснения ФНС РФ и судебная практика. Административный порядок включает следующие стадии:

  1. Мониторинг. Налоговая служба создает реестр компаний-молчунов. Справочная база позволяет отслеживать так называемые брошенные фирмы. Если организация не сдает отчетные документы, инспекция начинает отсчет.
  2. Проверка активности. Следующим этапом процедуры становится анализ движений по счетам. Для этого сотрудниками контролирующего органа делаются запросы в банк.
  3. Принятие решения. Руководитель налоговой инспекции рассматривает материалы, полученные в ходе мониторинга и проверки. Если все требования статьи 21.1 закона 129-ФЗ выполнены, издается акт об исключении сведений из ЕГРЮЛ. На этом этапе определяется ряд процедур, который должен быть соблюден. Порядок осуществления полномочий главы ИФНС закреплен приложением 4 к приказу ФНС РФ № САЭ-3-15/332@ от 18.07.05. Регламентом на руководителя возложены функции представления территориальной инспекции, в том числе при проведении проверочных мероприятий. Правила принятия решений определяются внутренними положениями ведомства. На практике оформление документа носит автоматический характер.
  4. Оповещение заинтересованных лиц. Информация о предстоящей ликвидации публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации». Статус официального издания за источником закреплен распоряжением ФНС РФ № САЭ-3-09/355@ от 16.06.06. Сведения размещают не позднее 3 рабочих дней с момента принятия решения. В объявлении указывают порядок предъявления возражений, сроки и формы. Ждут заявлений от граждан и компаний в течение 3 месяцев. Отсчитывать срок лица, чьи интересы затрагиваются, должны со дня выхода сообщения.

Если по истечении установленного периода возражений в налоговую службу не поступит, запись о юридическом лице удаляется из ЕГРЮЛ. Организация утрачивает правоспособность и не может выступать в качестве самостоятельного участника отношений.

Важно! Исключение фирмы из ЕГРЮЛ без решения суда не освобождает руководителей от ответственности. На должностных лиц налагают санкции в соответствии со статьями 15.6 и 15.5 КоАП РФ.

Препятствий для административной ликвидации немного. Реализовать процедуру нельзя, если у организации имеются долги с не истекшей исковой давностью. К этому случаю относят и предприятия с недоимками по страховым взносам или налогам.

Остановить процесс налоговая инспекция обязана при получении возражений от кредиторов, собственников или иных заинтересованных лиц. Форма 38001 утверждена распоряжением ФНС РФ № ММВ-7-14/72@ от 11.02.16. Недопустимым является исключение из реестра компании, в отношении которой открыто производство о банкротстве. Разъяснения по этому поводу давал Конституционный суд РФ в постановлении № 10-П от 18.05.15.

Как не допустить исключения фирмы из ЕГРЮЛ

Риск удаления записи о компании из государственного реестра возникает при временной заморозке бизнеса. Если учредители решили приостановить деятельность, следует принять меры предосторожности. Избежать административной ликвидации поможет регулярное предоставление нулевой отчетности. Бухгалтерские проводки будут сведены к минимуму. В декларациях потребуется отражать отсутствие оборотов.

Если же запись из ЕГРЮЛ исключена, учредитель может попытаться опротестовать решение суда или действия налоговой службы. Статья 22 закона 129-ФЗ отводит на оспаривание 1 год. Срок отсчитывается с момента обнаружения факта. Обжаловать решение о ликвидации придется в государственном арбитраже.

Этим же механизмом вправе воспользоваться кредиторы. Оговорка в законе является эффективным средством защиты их интересов. Использовать нормы с целью уклонения от исполнения обязательств не получится. Удовлетворение иска приведет к восстановлению записи в реестр. Должник вновь окажется правоспособным, что позволит инициировать процедуру банкротства. В рамках разбирательства будет организовано расследование причин финансовой несостоятельности. Выявление вины учредителей или руководителей даст право на взыскание долгов в субсидиарном порядке.

Таким образом, административная ликвидация – это современный способ актуализации сведений в реестре. Прибегая к правовому механизму, контролирующий орган исключает из информационной базы записи о недействующих компаниях. При этом обеспечиваются интересы кредиторов, учредителей и бюджета.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector