Ликвидация образовательного учреждения основание и порядок

Ликвидация образовательного учреждения: основание и порядок.

Ликвидация образовательного учреждения (далее по тексту – ОУ) – это прекращение всех его прав и обязанностей. Момент ликвидации определяется датой записи в госреестре (ЕГРЮЛ). Именно с этого момента ОУ прекращает свое существование в качестве юр.лица.

Ликвидация может проходить добровольно и принудительно. В добровольном порядке, то есть по инициативе учредителей ОУ, ликвидация осуществляется, в частности, в случае достижения поставленных при создании ОУ целей или истечения срока его деятельности. Основание для ликвидации в принудительном порядке – решение суда при условии, что оно вступило в силу. Как правило, это бывает при отсутствии образовательной лицензии.

Ликвидация образовательного учреждения – это ряд последовательных шагов:

Принятие решения о ликвидации уполномоченным органом или учредителем. Оно оформляется протоколом или решением в зависимости от количества учредителей. Инициатором ликвидации федерального бюджетного ОУ является Правительство. В отношении муниципального бюджетного ОУ или учреждения на уровне субъекта данные решения исходят от местной исполнительной власти. Готовится уведомление о ликвидации ОУ, для этого заполняется в двух экземплярах форма Р15001. Один из них заверяется у нотариуса.

Создание ликвидационной комиссии. Оно закрепляется соответствующим протоколом или решением. С этого времени комиссия управляет делами ОУ.

Выявление требований кредиторов и сбор информации по дебиторке. Составление промежуточного ликвидационного баланса. В него включаются данные об имуществе ОУ, имеющихся в адрес него требований, принятым по ним решениям. Утверждают баланс уполномоченный орган или учредители ОУ. При недостаточности денежных средств осуществляется продажа имущества ОУ на торгах. Но данное правило не распространяется на частные учреждения. Если у них недостаточно средств, кредиторы в целях удовлетворения своих требований подают в суд иски о погашении задолженности за счет собственника учреждения.

Заполнение заявления о госрегистрации в связи с ликвидацией в двух экземплярах. Это форма Р16001. У нотариуса заверяется один экземпляр заявления. Форма самого заявления заполняется с использованием ПО либо от руки. Оплата госпошлины за регистрационные действия.

  • Подача документов на ликвидацию в соответствующий орган Минюста России. Документы подаются в двух экземплярах. Это можно сделать лично, через представителя по доверенности. Также можно направить документы почтой и через сайт «Госуслуги».
  • Срок принятия решения – 10 рабочих дней. После чего в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации образовательного учреждения. Подчеркиваем, все действия в процессе ликвидации, в том числе утверждение ликвидационных балансов, оформляются формой Р15001. А само прекращение деятельности регистрируется формой Р16001. Итоговые подтверждающие ликвидацию документы: лист записи из госреестра (ЕГРЮЛ), уведомление о снятии с налогового учета.

    Важно учитывать следующее. Решение о ликвидации муниципального или государственного ОУ принимается на основании заключения об оценке его последствий. Очевидно, такое заключение должно быть положительным. Составляет его комиссия, которая, как правило состоит из руководителей ОУ, представителей различных ведомств, в том числе в сфере образовательной политики. Если ликвидируется муниципальное ОУ в сельском поселении, то также учитывается мнение местных жителей. В самом заключении обосновывается необходимость ликвидации ОУ. Например, нехватка или перераспределение финансирования, неспособность вести образовательный процесс. А также формируется вывод о последствиях для общества, оцениваются социальные риски, способы их минимизации, а также оцениваются возможные негативные педагогические последствия, варианты их предупреждения.

    Порядок ликвидации образовательного учреждения

    Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:

    • а)в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления — для муниципальных образовательных учреждений;
    • б)по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

    Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 34 Федерального закона «Об образовании»).

    Согласно п.17 ст.50 в случае прекращения деятельности государственного или муниципального общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования орган управления образованием, которому подведомственно данное учреждение, обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

    В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

    Экспертная оценка оформляется заключением, которое должно включать обоснование необходимости реорганизации или ликвидации образовательного учреждения (педагогическая необходимость, экономический эффект, демографические тенденции и др.); указывать, каким образом будет реализовано право на образование граждан, учащихся данного учреждения, детей дошкольного возраста; отражать вопросы возможности дальнейшего трудоустройства работников учреждения; содержать прогноз последствий реорганизации или ликвидации учреждения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, обслуживаемых данным учреждением.

    3. Решение о реорганизации или ликвидации муниципального образовательного учреждения оформляется постановлением главы администрации муниципального образования.

    Данное решение должно быть согласовано представительным органом местного самоуправления.

    Представительный орган местного самоуправления имеет право отклонить решение учредителей образовательного учреждения о его реорганизации и ликвидации в срок не позднее одного месяца со дня принятия этого решения, если иной порядок согласования не предусмотрен уставом муниципального образования.

    В соответствии со статьей 62. ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица:

    1. обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

    назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с настоящим Кодексом порядок и сроки ликвидации.

    С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

    Статья 63. ГК РФ определяет порядок ликвидации юридического лица

    1 Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

    Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. 2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

    Читать еще:  Заполнение формы 16001 при ликвидации

    Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

    Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

    После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

    При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.

    Оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

    Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц:

    Согласно статье 64. ГК РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в определенной очередности.

    Статья 180 ТК РФ Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

    При проведении мероприятий по сокращению численности штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника.

    О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

    Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двух месячного среднего заработка.

    При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выбранного органа принимает меры, предусмотренные ТК РФ, иными ФЗ, КД. соглашениями.

    Положение Закона РФ «Об образовании» о том, что создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений находится в компетенции органов местного самоуправления (статья 31, п.З). В то же время субъект РФ согласно Гражданскому Кодексу РФ (ст.57, п. 3) и Закону РФ «Об образовании» (ст. 29, п. 7) пользуется своим правом определения особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений на своей территории. Эти особенности в настоящее время связаны с проведением комплексного анализа деятельности преобразуемого образовательного учреждения и согласованием решений, принимаемых на муниципальном уровне, с региональным органом управления образованием.

    образовательный аккредитация лицензирование законодательство

    Ликвидация образовательной организации

    Как и любая некоммерческая организация, образовательное учреждение (ОУ) может закрыться в добровольном или принудительном порядке. Добровольная ликвидация полностью укладывается в правовые рамки, но процесс довольно сложный и длительный – нужно соблюсти законодательный регламент и учесть нюансы для государственных, муниципальных, частных учреждений.

    Ликвидация образовательной организации предполагает полное закрытие без передачи прав и обязанностей. С момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ юридическое лицо официально прекращает существование. Принудительный процесс проходит в суде и начинается по инициативе госорганов, как правило, по причине отсутствия лицензии. Инициаторы добровольной ликвидации – Правительство РФ и муниципалитет для федеральной и муниципальной бюджетной организации соответственно, собственник для частного учреждения.

    Ликвидация образовательной организации в форме ЧОУ: этапы и сроки

    Решение о закрытии. Единственный учредитель принимает соответствующее решение. Одновременно назначается ликвидатор (комиссия), который будет заниматься процессом. В течение 3 дней ликвидатор подает в Минюст уведомление о закрытии (форма Р15001). На основании этого документа в реестр госрегистрации вносится запись о том, что юрлицо вступило в стадию ликвидации.

    Выявление кредиторов. Добровольная ликвидация образовательной организации предполагает погашение долгов. Ликвидатор публикует информацию о закрытии в Вестнике госрегистрации, самостоятельно выявляет кредиторов и рассылает им письменные уведомления. На предъявление долговых требований отводится минимум 2 месяца, после чего ЧОУ формирует промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ). Документ содержит сведения об активах и долгах, претензии кредиторов и результаты рассмотрения их заявок. Также на этом этапе нужно получить дебиторскую задолженность, подготовиться к увольнению персонала, провести сверки с налоговой службой и внебюджетными фондами.

    Расчет по обязательствам. НКО гасит долги сначала из денежных средств, затем из средств от продажи имущества. Если обязательства остаются, инициируется процедура банкротства. Здесь есть нюанс: для учреждения реализация имущества и банкротство не предусмотрены, так как оно владеет имущественными активами на праве оперативного управления – продавать просто нечего. Поэтому при недостатке денег кредиторы вправе подать судебные иски о привлечении самого учредителя к субсидиарной ответственности. Очередность погашения обязательств стандартная – персонал, бюджет, контрагенты (подробности смотрите в ст. 64 ГК РФ). После завершения расчетов, необходимо закрыть расчетный счет в банке.

    Закрытие. Рассчитавшись с кредиторами, можно приступать к формированию окончательного ликвидационного баланса – он подтверждает, что все обязательства выполнены. Вместе с ЛБ в Минюст нужно сдать заявление о госрегистрации в связи с ликвидацией (по форме Р16001), справки из внебюджетных фондов, квитанцию об уплате госпошлины (800 руб.). Минюст рассматривает документы в течение 14 рабочих дней. Если все в порядке, юрлицо официально закрывается – снимается с налогового учета, исключается из реестра, освобождается от всех прав и обязанностей.

    Ликвидация образовательной организации своими силами отнимает много времени, без специальных знаний и опыта есть большая вероятность столкнуться с проблемами разного рода. Оптимальный вариант – помощь экспертов. С компанией «РосКо» ликвидация ЧОУ или НКОлюбой другой формы пройдет оперативно и без проблем. Наши специалисты разбираются в тонкостях законодательной базы, безошибочно составляют документацию, имеют опыт взаимодействия с госструктурами – положительный результат гарантирован.

    Основания для ликвидации образовательного учреждения, особенности и порядок его закрытия

    Особенности ликвидации образовательного учреждения определяются их особым правовым статусом. Такие учреждения образуются в формате некоммерческой организации и обладают высокой социальной значимостью. Поэтому их закрытие должно быть мотивировано и предварительно оценено, с точки зрения последствий для общества.

    Правовое регулирование

    Ликвидация образовательной организации предполагает ее полное закрытие без правопреемства и реорганизации в другое учреждение. Государственные или частные образовательные учреждения могут быть ликвидированы на основании:

    • ст. 61, 65 Гражданского кодекса;
    • ст. 22 273-ФЗ «Об образовании»;
    • ФЗ «О НКО»;
    • международных договоров;
    • иных специализированных нормативно-правовых актов.
    Читать еще:  Основанием для ликвидации жилищного кооператива может быть

    Согласно п. 1 ст. 22 273-ФЗ, образовательное учреждение имеет форму НКО. Организация может иметь государственную, муниципальную или частную формы собственности. Согласно ст. 10 273-ФЗ, образовательная организация подлежит ликвидации в порядке, установленном гражданским правом с учетом некоторых особенностей данного типа учреждения.

    Образовательная организация может быть ликвидирована по причине истечения срока ее создания или достижения целевого ориентира ее учреждения.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    Если принимается решение о ликвидации государственного образовательного учреждения, то должен быть издан специальный акт органа федеральной власти или органа субъекта РФ, который являлся учредителем бюджетной организации. Когда закрывается муниципальное образовательное учреждение, то решение о ликвидации принимает уполномоченный орган муниципального района или городского округа.

    Решение об упразднении федерального органа исполнительной власти обычно сопровождается подготовкой пояснительной записки. В ней приводится обоснование целесообразности ликвидационных действий.

    В случае если ликвидируется частная образовательная организация, то решение принимается собственниками.

    Выше перечислены основания для добровольной ликвидации учреждения именно по решению собственников. Тогда как, помимо такой формы закрытия учреждения, различают еще принудительный формат прекращения деятельности по решению судебной инстанции. Основания для принудительной ликвидации содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса. Такое решение может быть принято при обнаружении противоправной деятельности в работе образовательной организации, при неисполнении ею законных предписаний контролирующих инстанций, при несоответствии целей создания некоммерческой организации ее реальным действиям, при отзыве лицензии на осуществление образовательной деятельности и пр.

    Исковое заявление в суд о ликвидации может поступить от органа государственного или местного самоуправления.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

    Порядок ликвидации

    Порядок упразднения образовательной организации предполагает прохождение следующих этапов:

    1. Издается Постановление о закрытии образовательного учреждения, и создается комиссия, которая уполномочена на проведение ликвидации. Комиссия должна быть создана не позднее 10 дней после принятия решения о ликвидации. К ней переходят все руководящие функции.
    2. Передача документов в налоговую инспекцию о ликвидации в течение 3 дней после издания Постановления о закрытии (для этого применяется утвержденная форма Р15001).
    3. Определение сроков для предъявления требований кредиторами. Сроки могут быть произвольными по решению ликвидационной комиссии, но не менее 2 месяцев по требованиям гражданского законодательства.
    4. Комиссия самостоятельно уведомляет всех известных кредиторов о предстоящем закрытии.
    5. Уведомление сотрудников о предстоящем сокращении с работы по причине ликвидации.
    6. Публикация в открытых источниках («Вестнике государственной регистрации») сведений о предстоящей ликвидации, порядке и сроках предъявления требований.
    7. Комиссия осуществляет подготовку и утверждение ликвидационного баланса. На подготовку промежуточного ликвидационного баланса с учетом долговых требований кредиторов отводится 10 дней после окончания периода для предъявления требований. В промежуточный баланс включаются сведения о принадлежащих активах и долгах, претензии кредиторов и результаты рассмотрения заявок. На указанном этапе ликвидационной комиссии также нужно взыскать дебиторскую задолженность и свериться с налоговой службой.
    8. Производятся расчеты с кредиторами. Первоначально долги погашаются из собственных средств учреждения, а затем организация приступает к расчетам за счет продажи принадлежащего ей имущества.
    9. Увольнение сотрудников и выплаты в их пользу.
    10. Формирование окончательного ликвидационного баланса.
    11. Подача документов в налоговую инспекцию.
    12. Внесение отметки в ЕГРЮЛ. С момента внесения такой записи образовательное учреждение считается полностью прекратившим свою деятельность.

    Необходимые документы

    Помимо общего комплекта документов, которые требуется подготовить всеми организациями перед закрытием, при ликвидации образовательного учреждения нужно составить:

    1. Положительное заключение комиссии о последствиях решения о закрытии учреждения, принятого федеральными или региональными органами власти.
    2. Документ, подтверждающий учет мнения жителей сельского поселения при ликвидации сельской школы или иного муниципального учреждения. Также при закрытии сельского учреждения требуется обосновать необходимость закрытия. Например, из-за отсутствия педагогического состава, учеников или недостаточности финансирования.

    Критерии для оценки последствий от закрытия образовательного учреждения должны определяться Правительством. Обычно оцениваются социальные, экономические и педагогические риски закрытия и возможные пути для минимизации негативных последствий. В комиссию, которая выносит свой вердикт, входят представители заинтересованных инстанций, в частности, представители Министерства образования.

    Значимость указанных критериев может варьироваться с учетом отраслевой особенности деятельности. Примером отраслевого стандарта может являться Приказ Минсельхоза от 2014 года №275 «Об утверждении значений критериев проведения оценки…». Они используются при проведении оценки ликвидации образовательных учреждений, которые находятся в подчинении Министерства сельского хозяйства.

    Особые правила ликвидации муниципальной школы или иного сельского учреждения образования связаны с государственным приоритетом по сохранению малокомплектных школ в селах и созданию благоприятных условий для проживания в российских селах.

    С учетом положений ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» учет мнения сельского поселения по вопросам ликвидации местной школы может проводиться в формах:

    • местного референдума;
    • схода граждан;
    • собрания граждан;
    • опроса граждан;
    • обращения граждан;
    • в иных формах непосредственного обращения граждан к местным властям.

    Муниципальные органы власти вправе принимать локальные нормативно-правовые акты, которые регламентируют порядок учета мнения граждан по вопросу ликвидации местных школ.

    При закрытии частного образовательного учреждения никакие дополнительные документы в виде обоснования, экспертного заключения не требуются. Достаточно только решения владельца.

    Сроки проведения

    Сроки ликвидации образовательного учреждения определяются в индивидуальном порядке.

    Таким образом, как и любая НКО, образовательное учреждение может быть закрыто на добровольной и принудительной основе. Ликвидация образовательного учреждения означает его полное закрытие без передачи прав и обязанностей к другой организации, после чего оно полностью прекращает существование. Инициаторами ликвидации могут стать Правительство или муниципальные власти для федеральных и муниципальных бюджетных организаций или собственник – для частного учреждения. Особенностью процедуры ликвидации образовательного учреждения бюджетного типа является необходимость экспертизы социальных последствий принятия решения о закрытии учреждений. Обязательным элементом закрытия сельской образовательной организации является учет мнения всех жителей поселения.

    Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

    Ликвидация образовательного учреждения

    Здравствуйте, хотелось бы уточнить, в каком порядке происходит ликвидация государственного образовательного учреждения.

    Колледж предупредили 27.12.14 г. о том, что ликвидируют. Срок на перевод дали до 01.02.15 г.

    Каких-либо документов не предоставили, на вопросы не отвечают.

    Грозят лишь, что если мы не заберем документы до 01.02.15 г., студентов просто отчислят.

    Законны ли эти действия и в каком порядке, а так же в какие сроки должна проходить ликвидация?

    В связи с ликвидацией организации-работодателя работники увольняются на основании п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
    При ликвидации организации, то есть при фактическом прекращении ее деятельности, работодатель в силу положений действующего трудового законодательства вправе уволить всех сотрудников без исключения, в том числе несовершеннолетних, беременных женщин, работников, находящихся в отпуске, на больничном и пр. При этом Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателя кого-либо трудоустраивать.
    По желанию работников их увольнение может производиться и по другим указанным в законе основаниям – например, по собственному желанию (п. 3 ст. 77, ст. 80 Трудового кодекса РФ), по соглашению сторон (п. 1 ст. 77, ст. 78 Трудового кодекса РФ). В этом случае не выплачивается выходное пособие в связи с ликвидацией.
    При ликвидации организации процедура увольнения работников должна содержать следующие пункты:

      Уведомление работников;Уведомление службы занятости;Уведомление внебюджетных фондов;Издание приказов об увольнении;Расчет и выплата зарплаты и пособий;Внесение записей об увольнении в трудовые книжки.
    Читать еще:  Банкротство и ликвидация предприятия разница

    1. После принятия решения о ликвидации организация-работодатель уведомляет всех работников о предстоящем увольнении в письменной форме персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Форма уведомления законодательно не утверждена, работодатель вправе разработать ее самостоятельно. Примерная форма – в Приложении № 1 к настоящей консультации.
    Уведомление составляется в двух экземплярах, один экземпляр остается у работодателя, а второй — у работника. В случае если работник откажется подписать уведомление, на нем необходимо сделать соответствующую отметку и составить акт об отказе (в произвольной форме, заверяется подписями членов ликвидационной комиссии).
    2. Территориальные органы службы занятости (Государственная инспекция труда в субъекте РФ) уведомляются не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. В сообщении необходимо указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Примерная форма — в Приложении № 2 к настоящей консультации.
    3. В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации о ликвидации организации в течение 3 дней со дня принятия такого решения.
    Согласно ст. 48 Закона N 212-ФЗ непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных Законом N 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влекут взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
    Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее — контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
    Форма сообщения законодательно не утверждена, поэтому сообщение в ПФР РФ и ФСС РФ осуществляется в произвольной форме. Примерная форма — в Приложении №5 к настоящей консультации.
    4. Для оформления расторжения трудовых договоров в связи с ликвидацией организации применяются утвержденные Госкомстатом формы (№ Т-8 либо № Т-8а) – см. приложение № 3 к настоящей консультации.
    5. С увольняемыми работниками необходимо рассчитаться в последний день их работы. Если работник в день увольнения не работал, то деньги ему выплачивают на следующий день после того, как он за ними обратился (ч. 1 ст. 140 Трудового кодекса РФ).
    При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня (ч. 8 ст. 136 Трудового кодекса РФ).
    Для учета и расчета заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении, применяется утвержденная Госкомстатом записка-расчет по форме № Т-61 – см. приложение № 4 к настоящей консультации.При увольнении работника в связи с ликвидацией организации ему выплачивается:

    • заработная плата за фактически отработанное время;
    • компенсация за неиспользованный отпуск;
    • выходное пособие в связи с ликвидацией.

    Выходное пособие (1 среднемесячный заработок) возмещает работнику неполученный доход за месяц, следующий за днем увольнения. Исчисляется исходя из количества рабочих дней в первом месяце после увольнения и среднего дневного заработка (установленного путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период рабочих дней).
    Помимо выходного пособия работникам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства (ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса РФ), но не более 2-х месяцев. При этом сумма выходного пособия, выплаченная сотруднику при увольнении, засчитывается в счет выплат за первый месяц периода трудоустройства. Среднемесячный заработок за 2-й месяц работник получит только в том случае, если не сможет устроиться на новую работу, что подтверждается записями в трудовой книжке. Если же сотрудник заключил трудовой договор в течение второго месяца, то средний заработок ему выплачивается только за те дни второго месяца, пока он не был трудоустроен.
    По решению службы занятости работодатель обязан выплатить средний месячный заработок и за 3-й месяц в случае, если в течение первых двух недель после увольнения сотрудник обратился в службу занятости населения и не трудоустроился (ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ). Однако если на момент обращения организация уже ликвидирована, такая выплата не производится.
    Если в трудовом или коллективном договоре предусмотрены дополнительные основания для выплаты выходного пособия, установлены повышенные размеры пособий (ч. 4 ст. 178 Трудового кодекса РФ), то такие пособия выплачиваются на основании решения собственников организации.
    Если работник письменно соглашается на увольнение в связи с ликвидацией организации до истечения 2-х месячного срока, ему дополнительно должна быть выплачена компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения 2-х месяцев (ст. 180 Трудового кодекса РФ).
    6. Поскольку трудовой договор прекращается (расторгается) по инициативе работодателя (п. 4 ст. 77 Трудового кодекса РФ), в трудовую книжку необходимо внести запись о прекращении (расторжении) трудового договора в связи с ликвидацией организации в соответствии с п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
    Например: «Уволен в связи с ликвидацией организации, пункт 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации».

    Похожие вопросы

    Реорганизация(ликвидация) образовательного учреждения

    Ликвидация бюджетного образовательного учреждения

    Открытие кальянной рядом с образовательным учреждением

    Оказание услуг профессиональной переподготовки образовательными учреждениями

    Вопросы по договору с образовательным учреждением

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector