Ликвидация благотворительного фонда пошаговая инструкция
Каков порядок ликвидации некоммерческой организации — фонда? Какова процедура, сроки и место проведения, а также необходимые документы?
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее — НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.
1. Принятие решения о ликвидации
В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 7-ФЗ) решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
— если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
— если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
— в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
— в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Рассмотрение дел о ликвидации фондов подведомственно судам общей юрисдикции (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64). Заявление о ликвидации фонда подается в районный суд по месту нахождения организации. При этом с заявлением вправе обратиться не только уполномоченные органы или его должностные лица, но и иные заинтересованные лица, в частности учредители фонда (смотрите также Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2017 N 33-3711/17)*(1).
По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ).
Суд, принимая решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда.
2. Уведомление о начале процедуры ликвидации
Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»).
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее — Территориальное управление) следующие документы:
— уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;
— решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;
— протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса «База данных «Вопрос-Ответ» и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее — Правовые позиции)).
Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения — 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее — Административный регламент)).
Обращаем внимание, что с 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ). Также в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N СА-3-14/3892@).
3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса
На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале «Вестник государственной регистрации» — смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(2).
В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении «нулевой» отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале «Вестник государственной регистрации» будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.
4. Составление и утверждение ликвидационного баланса
Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и «итоговый») могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования «промежуточный ликвидационный баланс» и «ликвидационный баланс» (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица — п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@)).
5. Государственная регистрация ликвидации фонда
После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
— заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
— ликвидационный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.
Кроме того, рекомендуем дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.
В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд — прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите: Примерная форма заявления заинтересованного лица о ликвидации фонда в суд общей юрисдикции (подготовлено экспертами компании «Гарант»).
*(2) В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Предоставлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует. Однако нельзя исключать, что представители Минюста РФ будут придерживаться иной позиции. Официальных разъяснений данного ведомства по указанному вопросу нам обнаружить не удалось. Во избежание претензий со стороны Территориального управления целесообразно приложить к уведомлению промежуточный ликвидационный баланс и копию протокола, содержащего решение о его утверждении.
Ликвидация фонда — ее специфические особенности и последствия
Юридическое лицо на основе добровольных взносов граждан для реализации некоммерческой деятельности именуется фондом. Этот вид НКО имеет свои особенности, в частности касающиеся ликвидации. Закрыть фонд простым решением его учредителей не получится, для этой процедуры существуют особые правила и требуются конкретные причины для ликвидации.
Возможные и необходимые случаи ликвидации фонда
Согласно российскому законодательству добровольная ликвидация фонда без лишних разбирательств невозможна. Провести процедуру закрытия допустимо только в судебном порядке. Это могут сделать и сами учредители, и органы государственной власти.
Для ликвидации по заявлению учредителей существует несколько оснований:
- Невозможность реализовать цели фонда.
- Смена направления деятельности фонда.
- Отсутствие денежных средств для дальнейшей деятельности.
- Неправильность оформления документов и другие нарушения при регистрации.
Органы власти инициируют ликвидацию организации по трем причинам:
- Ведение деятельности при отсутствии лицензии.
- Осуществление не указанной в уставе деятельности.
- Игнорирование обязательных нормативных актов и законов.
Во все перечисленных случаях для закрытия некоммерческой организация такого типа необходимо подать заявление в суд, вне зависимости кто является инициатором прекращения деятельности.
Далее рассмотрен основной порядок ликвидации фонда через суд (по его решению).
Особенности ликвидации некоммерческого фонда показаны в данном видеоролике:
Порядок закрытия
При любом пути закрытия процедура ликвидации содержит ряд обязательных этапов. Сама процедура прекращения деятельности может быть начата только после вынесения судебного решения и назначения ликвидационной комиссии.
Компетенция суда заключается не только в разрешении прекратить деятельность организации, но и в определении состава сопутствующей комиссии.
Принятие решения
Начало процедуры для закрытия фонда самими учредителями всегда начинается с принятия решения о его ликвидации. При этом решение должно опираться на конкретные допустимые причины прекращения деятельности.
На основе этого решения оформляется заявление в судебные инстанции городского или районного типа. Кроме этого требуется собрать все необходимые документы для правильной подачи заявления в суд и дальнейшей процедуры ликвидации.
Про уведомление о ликвидации, протокол и другие документы для ликвидации фонда читайте ниже.
Требуемые документы
Для закрытия самими учредителями потребуется документ о принятии решения и исковое заявление с указанием причин ликвидации. К этому заявлению прикладываются следующие документы:
- Выписка из ЕГРЮЛ
- Информацию об имуществе фонда
- Данные о расчетных счетах и баланс
- Свидетельство о регистрации и устав
- Информация о расчетах с кредиторами
- Квитанция об уплате необходимой госпошлины
- Данные, подтверждающие причину ликвидации
- Данные о постановке на налоговый учет и о состоянии расчетов.
При правильном составлении иска и одновременной подаче всех необходимых документов суд выносит решение о ликвидации. В случае отсутствие имущества у фонда и любых видов задолженностей суд может закрыть организацию без привлечения ликвидационной комиссии. В остальных случаях ее присутствие необходимо для правильного соблюдения этапности процедуры закрытия.
Здесь вы можете скачать образец искового заявления о ликвидации благотворительного, общественного или иного фонда.
Заявление-иск о ликвидации фонда
Этапы процедуры
Чаще всего закрытие некоммерческих фондов длится на протяжение 6 месяцев. В это время ликвидационная комиссия проводит такие мероприятия:
- Размещает объявления о ликвидации фонда
- Проводит инвентаризацию имущества
- Определяет кредиторов и размеры дебиторской задолженности
- Проводит расчеты с контрагентами
- Подготавливает промежуточный баланс
- Увольняет сотрудников согласно законодательству (в т.ч. декретниц)
- При необходимости реализует имущество фонда для расчета с кредиторами
- Составляет ликвидационный баланс
- Обеспечивает закрытие расчетных счетов фонда
- Занимается документацией по уничтожению печатей и штампов
- Уничтожает печати и сдает их на хранение с пакетом документов
- Снимает фонд с регистрационного учета в государственных и внебюджетных организациях.
Одновременно с этим необходимо подать документы в Министерство Юстиции с отдельной оплатой стоимости госпошлины за ликвидацию фонда. Все действия ликвидационной комиссии и являются этапами закрытия некоммерческого юридического лица. При этом после ликвидации существуют определенные последствия, находящиеся в компетенции комиссии.
Важно все сделать правильно, иначе неминуем отказ в ликвидации. Последствия, которые имеет юридическая ликвидация фонда, рассмотрены ниже.
В этом видео представлена пошаговая инструкция по ликвидации благотворительного фонда:
Как проходит ликвидация благотворительного фонда
Благотворительный фонд, как и любая другая организация, может быть ликвидирован или реорганизован. Ликвидация благотворительного фонда в 2019 году может быть произведена только в том случае если 3/4 членов Правления фонда, проголосуют положительно. Любая деятельность организации должна быть окончена до начала проведения ликвидации фонда.
Реорганизация же благотворительных фондов может быть произведена на ограниченных условиях по инициативе и голосованию членов Правления.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Допустимо присоединение в ходе реорганизации фонда к другому благотворительному фонду. Может быть произведено разделение на два или несколько благотворительных фондов. Любая другая реорганизация подобных организаций не допустима.
Осуществление благотворительной деятельности в интересах общества – основная задача фонда. Он может быть создан как физическими, так и юридическими лицами.
Основанием для проведения ликвидационных мероприятий в отношении благотворительного фонда могут быть:
- имущества организации не достаточно для того, чтобы осуществить цели создания;
- достижение посаленных при основании целей становится или оказывается невозможным;
- возникли другие основания, препятствующие выполнению поставленных целей, но не нарушающие действующее законодательство;
- допущение нарушений при регистрации и осуществлении деятельности.
Прохождение процедуры
Благотворительный фонд – это некоммерческая организация и для неё характерна в большинстве случаев принудительная ликвидация. Решение о необходимости прекращения деятельности выносится членами правления, но процедура, всё же будет проводиться в судебном порядке.
Всё имущество, оставшееся после ликвидации и удовлетворения требований кредиторов, должно быть использовано на благотворительные цели, а не распределено между его учредителями. Также направлены средства могут быть и в пользу государства или на выполнение целей другого фонда.
Инициаторами процедуры прекращения деятельности фонда могут быть попечительский совет или органы местного самоуправления
Сбор документов
Перечень документов, необходимых к представлению для прекращения деятельности должен начинаться с судебного иска.
При подаче иска о прекращении работы фонда, согласно ст. 131 гл.2 ГПК необходимо указывать:
- информацию о суде, куда подаются документы;
- информацию об истце, подающем исковое заявление;
- информацию об ответчике (ответчиках) с указанием адреса;
- указание о том, что послужило причиной подачи заявления, предъявление требований истца;
- указание обязательств истца, послуживших причиной к подаче иска;
- при необходимости проведения оценки необходимо указать стоимость иска.
Помимо заявления, при подаче в суд, необходимо приложит следующие документы:
- квитанция об уплате государственной пошлины;
- копии свидетельства о государственной регистрации организации, копию её устава;
- выписка государственного реестра;
- подтверждение уплаты взносов во внебюджетные фонды, налоговые выплаты;
- протокол, составленный и одобренный членами правления, о проведении ликвидации;
- информация об имуществе, принадлежащем фонду.
Главные этапы
Подача искового заявления послужит только первым толчком к началу проведения процедуры ликвидации некоммерческого фонда. Далее происходит создание ликвидационной комиссии, которая постепенно, соблюдая все этапы прекращения деятельности организации, проведёт процедуру ликвидации.
Пошаговая инструкция ликвидации благотворительного фонда силами ликвидационной комиссии включает:
- Размещение информации для публичного доступа в «Вестнике госрегистрации», с указанием срока, в течение которого будет производиться приём претензий от кредиторов. Срок не должен быть менее 2-х месяцев.
- Составление реестра требований кредиторов, на основании принятых претензий.
- Для оценки реального финансового положения проводится инвентаризация имущества фонда (активов и обязательств) и составляется промежуточный баланс. Составленные отчёты передаются в Министерство Юстиции.
- Сбор долговых обязательств с дебиторов, погашение долгов перед кредиторами.
- На основании оставшихся после расчётов долговых обязательств или имущества у фонда составляется ликвидационный баланс.
- Уничтожение штампов и печатей, составление документальных отчётов о произведённых действиях. Закрытие счетов.
- Отправление документов в архив.
Заключительным этапом в работе ликвидационной комиссии будет исключение фонда из реестра. Для получения отметки о ликвидации необходимо обратиться в регистрирующий орган и предоставить ряд документов, среди которых: заявление о ликвидации фонда, решение суда, ликвидационный баланс, отчёты об уничтожении печатей и штампов, устав некоммерческой организации.
Более подробно стоит рассмотреть способы прекращения деятельности некоммерческого фонда, среди которых добровольная и принудительная ликвидация, а также реорганизация фонда:
- специального закона, регулирующего деятельность благотворительных организаций, не существует;
- основываясь на ст. 123. 20 ГК РФ можно установить, что проведение процедуры ликвидации подобной организации только по решению, принятому учредителями или участниками невозможно;
- прекращение деятельности происходит только по решению суда, для которого необходимо предоставить ряд оснований.
- принудительное прекращение деятельности может быть создано как по инициативе собственников или учредителей организации, так и по решению контролирующих деятельность органов;
- такие нарушения в работе фонда, как отсутствие лицензии на осуществление деятельности, нарушение собственного устава организации или многократное нарушение законодательства и нормативных актов, могут привести к ликвидации организации со стороны государства.
Любое решение, касающееся реорганизации благотворительного фонда должно быть одобрено большинством членов правления, иначе дальнейшая судьба фонда будет решена исключительно судебным постановлением
Реорганизация или ликвидация благотворительного фонда
Прежде чем начинать процедуру полной ликвидации организации нужно рассмотреть возможность её реорганизации, которая позволит сохранить коммерческие отношения и избежать судебных тяжб.
Реорганизация, как уже было сказано, для некоммерческих фондов может быть проведена только двумя способами.
Слияние с другим фондом. В большинстве случаев слияние происходит с другим благотворительным фондом, более крупным. Государство следит за тем, чтобы благотворительный фонд был присоединён только к такому же, и не было никаких указаний на осуществление предпринимательской деятельности в ходе слияния.
Способ второй — разделение на два или более фондов. Учредителями организации обговариваются все подробности разделения имущества, активов и обязательств фонда. Решение принимается после единогласного решения более 3/4 заседателей.
Сдача документов в архив при ликвидации предприятия — обязательный этап юридического оформления ликвидации.
Технологии разделения ООО приведены в статье.
Публикации и подсчёты балансов
В процессе ликвидации благотворительного фонда проводятся тщательные проверки государственными органами всех финансовых потоков в организации, составленных отчётов.
За два месяца до подачи отчётов в Министерство Юстиции ликвидационная комиссия должна разместить в органах печати, которые публикуют данные о госрегистрации юридических лиц, в том числе и благотворительных фондов, информацию о проведении ликвидации некоммерческой организации.
Для публикации информации в «Вестнике госрегистрации» необходимо предоставление следующих документов:
- копия выписки из ЕГРЮЛ и копия постановления суда;
- бланк-заявка на публикацию;
- квитанция об оплате за публикацию;
- при необходимости предоставляется доверенность.
Публикация позволит не извещённым по каким-то причинам кредиторам получить информацию о ликвидации и предъявить требования.
После того как срок приёма требований от кредиторов закончен, а по закону он не может быть менее 2-х месяцев, отчётные документы подаются в Минюст.
Сюда входят протоколы об утверждении промежуточного и ликвидационного баланса, а также сами балансы. Порядок протокола устанавливается в соответствии с «Законом о некоммерческих организациях» ГК РФ.
Также для Минюста необходимо предоставить уведомление о ликвидации Юр.лица составленное по форме Р15001 и заявление о госрегистрации Юр.лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001. Ликвидация некоммерческой организации стоит сегодня 800 рублей, и необходимо предоставить квитанцию об уплате этой пошлины.
При привлечении посторонних лиц в проведении процедуры прекращения деятельности может потребоваться нотариальная доверенность. Образец нотариальной доверенности находится в доступности в сети интернет и в любом нотариальном кабинете уполномоченном решать данные вопросы.
Стоит учитывать некоторые нюансы при подаче отчётности:
- даты, создания промежуточного и ликвидационного балансов должны быть разными;
- даты протоколов должны совпадать с балансами;
- формы необходимо заверять нотариально.
Результат о проведении процедуры будет выдан Министерством Юстиции по истечении 2-х недель.
Ликвидация МУП проходит с обязательным участием представителя государства в составе комиссии.
Образец промежуточного баланса при ликвидации ОО в 2019 приведен по ссылке.
С заявлением по ликвидации ИП по форме р26001 можно ознакомиться тут.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Ликвидация фонда пошаговая инструкция в 2019 году
Фонд – это некоммерческая организация (НКО), не имеющая членов, которая создается для материального обеспечения определенных миссий на основе добровольных имущественных взносов. Миссии могут быть благотворительные, социально-культурные, образовательные и т.д. Целью любого фонда является достижение общественной пользы.
Какие бывают фонды в России
В России существует большое разнообразие различных фондов. Виды и типы фондов отражены в следующей таблице.
· финансирование разных отраслей экономики;
· ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
· осуществление разных программ в социальной, научной и других областях
Существуют такие фонды за счет взносов российских граждан
Правовые основы деятельности фондов в России
Фонд может быть основан как физическими, так и юридическими лицами. Фонд, согласно статье 123.17 Гражданского Кодекса РФ, существует на добровольных взносах, которые носят имущественный характер. Имущество, которое передается фонду, является его собственностью. При этом фонды могут вести предпринимательскую деятельность, которая приносит прибыль, если это способствует цели, ради которой фонд и создавался. Это сказано в статье 50 Гражданского Кодекса РФ. Правовые основы фондов также указаны в федеральном законе №7-ФЗ от 12.01.96 «О некоммерческих организациях», Гражданский Кодекс РФ.
Содержание Устава фонда
Основным документом фонда является Устав фонда. Устав утверждается учредителями. Устав фонда – это документ, в котором содержатся следующая информация:
- название фонда, в котором должно содержаться слово «фонд»;
- местоположение фонда;
- цели и миссия фонда;
- наличие филиалов фонда;
- название филиалов;
- местоположение филиалов;
- органы управления фондом и порядок их формирования;
- высший исполнительный орган;
- надзорный контрольно-ревизионный орган;
- процедура назначения должностных лиц и процедура их освобождения от обязанностей;
- источники существования фонда;
- способ внесения изменений в устав;
- порядок ликвидации фонда;
- распоряжение имуществом фонда при его ликвидации;
- баланс фонда;
- другое
Что касается сроков создания фондов, то обычно они не устанавливаются.
Ликвидация фондов пошаговая инструкция
Ликвидировать фонд могут заинтересованные люди, но исключительно в судебном порядке. Это сказано в статье 123.20 Гражданского Кодекса РФ. Иск нужно подать по месту нахождения фонда.
После рассмотрения искового заявления и всех документов, суд принимает решение о ликвидации фонда, устанавливает сроки для этого и принимает решение о создании комиссии, которая будет заниматься ликвидацией фонда. В течение 3 дней суд должен уведомить Росреестр о решении ликвидировать фонд. Это сказано в статье 62 Гражданского Кодекса РФ. Росреестр, на основании этого судебного уведомления, вносит в единый государственный реестр юридических лиц информацию о том, что фонд находится в стадии ликвидации.
Если у фонда нет никакого имущества и обязательств перед третьими лицами, то ликвидировать фонд можно без создания ликвидационной комиссии, а только по решению суда.
После открытия ликвидационной процедуры, полномочия по управлению фондом переходят к арбитражному управляющему и возможно к собранию кредиторов.
· иск о ликвидации фонда;
· свидетельство о государственной регистрации фонда;
· данные о налоговой задолженности фонда или отсутствие таковой перед налоговым органом, Фондом социального страхования и Пенсионным фондом. Необходимо предоставить справку, о налоговой задолженности или об отсутствии налоговой задолженности, заверенную налоговым органом. Такие же справки необходимо взять в Фонде социального страхования и в Пенсионном фонде;
· информация об имуществе фонда, его размере и состоянии;
· выписка из ЕГРЮЛ;
· документ о постановке на налоговый учет;
· данные о расчетном счете фонда;
· документы, подтверждающие причину ликвидации фонда;
· квитанцию об оплате госпошлины
· опубликовать объявление в средствах массовой информации;
· определить кредиторов и суммы их задолженностей;
· выяснить сумму дебиторской задолженности
· взыскать дебиторскую задолженность;
· провести инвентаризацию имущества;
· подготовить промежуточный баланс (этот баланс нужен для того, чтобы увидеть, требования кредиторов и выяснить были ли они поданы своевременно);
· уволить и рассчитать сотрудников;
· полностью расплатиться с кредиторами;
· продать имущество, если не хватает денег чтобы расплатиться с кредиторами;
· подготовить ликвидационный баланс (делается после проведения расчетов с кредиторами);
· закрыть расчетные счета;
· подготовить документы об уничтожении печати;
· сдать документы в архив;
· снять фонд с регистрационного учета;
· внести запись в ЕГРЮЛ
Как снять фонд с регистрационного учета
Запись в ЕГРЮЛ о ликвидации фонда, можно внести только на основании следующих документов:
- заявления о государственной регистрации фонда, в связи с прекращением его деятельности;
- судебного акта о ликвидации фонда;
- устава фонда;
- свидетельства о государственной регистрации фондов;
- ликвидационного баланса фонда;
- документов, которые подтверждают уничтожение печати
Документы о ликвидации фонда в налоговые органы передаются через Министерство Юстиции России. Поэтому нужно подготовить два пакета документов. Для снятия с регистрационного учета в Росреестре нужно собрать следующие документы:
- заполнить уведомление по форме PH0008 и заверить его у нотариуса;
- предоставить судебное решение;
- ликвидационный баланс фонда;
- протокол об утверждении ликвидационного баланса;
- устав фонда;
- свидетельство о государственной регистрации фонда;
- квитанцию об уплате госпошлины за ликвидацию фонда
Внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности фонда осуществляется в пятидневный срок после того как судебное постановление окажется в Росреестре.
Причины ликвидации фондов
Заинтересованными лицами при ликвидации фонда могут быть:
- учредители фонда;
- кредиторы фонда;
- уполномоченный орган;
- исполнительный орган фонда;
- надзорный и контрольно-ревизионный орган управления;
- органы государственной власти
К причинам, по которым может быть начата ликвидация фонда, можно отнести:
- у фонда не достаточно имущества, чтобы достичь целей, которые обозначены в Уставе фонда. При этом возможности для получения такого имущества нет;
- у фонда нет средств, чтобы продолжать свою деятельность;
- ведение деятельности фондом без необходимых, установленных законодательством документов, например, лицензии;
- нарушения законодательства при осуществлении деятельности фонда;
- деятельность фонда не соответствует целям, которые указаны в Уставе фонда;
- изменение направления деятельности фонда;
- во время регистрации фонда были допущены нарушения, которые нельзя устранить;
- фонд не может выполнить свои обязательства перед кредиторами три месяцев подряд.
Ликвидация благотворительного фонда пошаговая инструкция 2019 год
В перечисленных случаях члены организации самостоятельно подают заявления в суд. Также ликвидация фонда может произойти, если суд признает его банкротом. Наличие признаков, свидетельствующих о несостоятельности НОК, могут быть выяснены только в судебном порядке.
Понятие юридического лица встречается в повседневной жизни все чаще и чаще. Российское законодательство подразумевает большое количество различных организационно-правовых форм, то есть систем, в которых и будет существовать та или иная компания.
Ликвидация ооо в 2018 году: пошаговая инструкция
Касаемо прибыли, некоммерческое предприятие не распределяется между членами организации, так как идет на выполнение целей, поставленных при создании НКО. Заработанные средства участники имеют право отправить в благотворительные фонды.
Надзорным органом фонда выступает его попечительский совет. Он контролирует процедуру принятия решений другими структурами, образованными в НКО, обеспечивает их реализацию, осуществляет надзор за использованием имущества, соблюдением законодательства. Попечительский совет работает на общественных началах. Порядок его создания и деятельности закрепляется в уставе фонда, утвержденном учредителями.
Фондом, в соответствии со ст. 7 ФЗ РФ № 7, признается некоммерческая структура, не имеющая членства, утвержденная юрлицами либо гражданами на основе добровольных взносов. Создается такая организация для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей. Чаще всего подобные ситуации возникают под действием каких-либо факторов. Обычно это влияние внешней среды.
Имущество, передаваемое участниками организации, становится ее собственностью. Учредители фонда освобождены от взаимных обязательств и вправе пользоваться услугами организации на равных с другими лицами.
Кроме всего прочего, будут рассмотрены другие популярные вопросы, которые возникают у предпринимателей.
Если устав предусматривает ведение деятельности, приносящей доход, то НКО должна иметь достаточное для этого имущество, причем его рыночная стоимость должна быть не меньше 10 тыс. руб.
Выбор формата деятельности зависит от целей благотворительного фонда, сферы его деятельности. Следует помнить, что принципы создания такой организации исключают возможность получения и распределения прибыли, это запрещено законом. Деятельность благотворительного фонда нацелена на реализацию только некоммерческих целей.
В обоих случаях нормы проведения данной процедуры едины, и регламентируются в соответствии с предписанием статьи 61 Гражданского кодекса РФ, а также статьи 18 «О некоммерческих организациях». Требования, касательно норм проведения процедуры прописаны в главе VII закона «О государственной регистрации юридических лиц и ИП».
ЦБ хочет ввести новый способ перечисления зарплаты: по номеру телефона работника в рамках системы быстрых платежей. Будет ли удобен такой способ бухгалтерам?
Период может быть установлен от 2 месяцев, но не меньше этого срока. Заявку на размещение объявления можно заполнить на этом сайте. Также комиссия обязана выявить и уведомить всех контрагентов организации о прекращение деятельности фонда.
Ликвидация НКО подчиняется общим правилам ликвидации юрлиц, предусмотренным ГК РФ, но имеется и своя специфика.
Гражданское законодательство дает некоторую свободу учредителям общества с ограниченной ответственностью, предлагая несколько возможных вариантов осуществления закрытия юридического лица.
Предлагаем статью на тему: «как проходит ликвидация благотворительного фонда» с комментарием от профессионального юриста.
В случае их отказа от рассмотрения заявления, документы передаются в арбитражный суд. Разбирательства начинаются не позднее 2 месяцев со дня обращения, если в этот период не возникнут обстоятельства для прекращения дела.
Предлагаем статью на тему: «как проходит ликвидация благотворительного фонда» с комментарием от профессионального юриста.
Признать фонд закрытым суд может в зале заседания, в случае если организация не имеет имущественных проблем, в ее адрес нет претензий от контрагентов, отсутствуют долги по обязательным платежам.
Принять решение об упразднении НКО может суд вследствие принятия заявления лиц, заинтересованных в ее закрытии.
Все имущество, которое получено фондом от учредителей, признается его собственностью. При этом участники НКО не отвечают по обязательствам созданного ими юрлица, равно как и фонд не отвечает по обязательствам учредителей.
Закрытие возможно также при длительном отсутствии каких-либо денежных операций со счетом. В таком случае надлежит поступить следующим образом: приступить к заполнению единой декларации по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, а затем предоставить ее в налоговую до 20 числа следующего месяца отчетного периода.
В зависимости от полученного числа, будет определяться сумма компенсации. Округлять количество календарных дней при расчетах можно, но только если это предусмотрено в актах организации (производить такое действие разрешено лишь в пользу сотрудника).
Кроме того, все учредители, кроме аппарата правления, теряют возможность непосредственного влияния на работу организации.
Самыми распространенными видами фондов являются общественные, благотворительные и автономные некоммерческие организации. Для оценки реального финансового положения проводится инвентаризация имущества фонда (активов и обязательств) и составляется промежуточный баланс.
Одной из особенностей процесса и главным отличием является тот факт, что помимо регистрационного органа, всевозможных внебюджетных фондов и других организаций, в обязательном порядке высылается уведомление в Управление Министерства юстиции. Напомним, что обычные юр. лица этого делать не обязаны.
Читайте нас в Яндекс.Дзен Пошаговая инструкция по ликвидации некоммерческой организации в 2019 году может быть различной в зависимости от того, по каким основаниям упраздняется организация.
Общественная организация. Оставшиеся после погашения требований средства направляются на уставные цели, а при их отсутствии — на цели, которые будут определены общим собранием или конференцией участников общественной организации. В спорных случаях цели определяются решением суда.
В такой ситуации организация будет существовать и дальше, но уже без вашего участия. Пошаговая инструкция по ликвидации ООО в 2018 году Организация может быть ликвидирована добровольно или по решению суда (все случаи перечислены в ст.
Этот вариант очень близок к первому. Единственное отличие в том, что здесь нет никакой смены сферы, здесь любые действия того или иного вида перестают осуществляться.
Согласно законам РФ граждане или юр. лица на основе добровольных взносов могут создать некоммерческое объединение именуемое фондом. Организовывается он с целью ведения культурной, социальной и другой деятельности.
Порядок и процедура ликвидации фонда
Осуществление благотворительной деятельности в интересах общества – основная задача фонда. Он может быть создан как физическими, так и юридическими лицами.
ГК РФ, п. 2 ст. 18 закона № 7-ФЗ) в соответствии с процедурой, предусмотренной гл. 27 Кодекса административного судопроизводства (см., например, решение Приволжского районного суда г.
Также важно обеспечить удобство процесса получения благотворительных взносов, создать несколько путей для этого, например, через sms, коробочки для пожертвований, интернет-платежи (в том числе электронными деньгами).
Одновременно будет принято решение о создании комиссии, которая фактически исполнит принятое судом решение (ст.18 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Кроме того, суд в течение трех дней должен будет уведомить регистрирующий орган о принятом решении (ст.62 ГК РФ). На основании этого уведомления в ЕГРЮЛ будут внесены ведомости о том, что организация пребывает в процессе ликвидации.
Ликвидация фонда пошаговая инструкция 2017
При этом после ликвидации существуют определенные последствия, находящиеся в компетенции комиссии. Важно все сделать правильно, иначе неминуем отказ в ликвидации.
Органы власти инициируют ликвидацию организации по трем причинам:
- Ведение деятельности при отсутствии лицензии.
- Осуществление не указанной в уставе деятельности.
- Игнорирование обязательных нормативных актов и законов.
Вернуться назад на Некоммерческие организации 2018Ликвидация НКО подразумевает под собой абсолютное прекращение существования этой организации без возможности перехода прав на нее другому субъекту.
Основное отличие благотворительного фонда от остальных заключается в том, что его невозможно преобразовать в хозяйственное общество или товарищество.
Перед тем, как организовать фонд, необходимо выбрать сферу деятельности организации, определить ее цели, придумать название. Очень важно составить грамотный Устав, соответствующий всем требованиям законодательства. После этого нужно подать документы в территориальное подразделение Минюста, дождаться их одобрения и продолжить процесс регистрации постановкой на учет в налоговой службе, ФФОМС.
ООО «Венталл» искренне выражает благодарность коллективу ООО «Юрстарт» за качественно проведенную работу по регистрации ООО.
Благотворительный фонд – это некоммерческая организация и для неё характерна в большинстве случаев принудительная ликвидация. Решение о необходимости прекращения деятельности выносится членами правления, но процедура, всё же будет проводиться в судебном порядке.