Ликвидация автономной некоммерческой организации

Каков порядок ликвидации некоммерческой организации — фонда? Какова процедура, сроки и место проведения, а также необходимые документы?

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее — НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.

1. Принятие решения о ликвидации

В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 7-ФЗ) решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
— если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
— если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
— в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
— в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Рассмотрение дел о ликвидации фондов подведомственно судам общей юрисдикции (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64). Заявление о ликвидации фонда подается в районный суд по месту нахождения организации. При этом с заявлением вправе обратиться не только уполномоченные органы или его должностные лица, но и иные заинтересованные лица, в частности учредители фонда (смотрите также Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2017 N 33-3711/17)*(1).
По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ).
Суд, принимая решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда.

2. Уведомление о начале процедуры ликвидации

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»).
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее — Территориальное управление) следующие документы:
— уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;
— решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;
— протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса «База данных «Вопрос-Ответ» и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее — Правовые позиции)).
Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения — 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее — Административный регламент)).
Обращаем внимание, что с 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ). Также в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N СА-3-14/3892@).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале «Вестник государственной регистрации» — смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(2).
В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении «нулевой» отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале «Вестник государственной регистрации» будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и «итоговый») могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования «промежуточный ликвидационный баланс» и «ликвидационный баланс» (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица — п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@)).

Читать еще:  Протокол о ликвидации некоммерческой организации образец

5. Государственная регистрация ликвидации фонда

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
— заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
— ликвидационный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.
Кроме того, рекомендуем дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.
В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд — прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите: Примерная форма заявления заинтересованного лица о ликвидации фонда в суд общей юрисдикции (подготовлено экспертами компании «Гарант»).
*(2) В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Предоставлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует. Однако нельзя исключать, что представители Минюста РФ будут придерживаться иной позиции. Официальных разъяснений данного ведомства по указанному вопросу нам обнаружить не удалось. Во избежание претензий со стороны Территориального управления целесообразно приложить к уведомлению промежуточный ликвидационный баланс и копию протокола, содержащего решение о его утверждении.

Порядок ликвидации некоммерческих организаций

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Порядок ликвидации некоммерческой организации регламентируется статьями 61 — 65 ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон № 129-ФЗ), Федеральным законом № 7-ФЗ, иными законами об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих организаций, а также в случаях определенных соответствующими законами – учредительными документами некоммерческих организаций.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ликвидация некоммерческой организации состоит из следующих этапов:

принятие решения о ликвидации некоммерческой организации;

формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;

публикация сообщения о ликвидации в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица;

уведомление кредиторов некоммерческой организации о ликвидации некоммерческой организации;

составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

осуществление расчетов с кредиторами;

составление ликвидационного баланса;

государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

Согласно нормам ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

по решению суда. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. Указанные уведомления могут быть представлены некоммерческой организацией как одновременно, так и последовательно.

В трехдневный срок уведомления о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческой организации с приложением соответствующего решения представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган.

На территории Вологодской области указанные документы представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области (далее — Управление).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 7-ФЗ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

В целях обеспечения размещения юридическими лицами сведений, обязательных для публикации в силу закона, Федеральной налоговой службой учреждено средство массовой информации — журнал «Вестник государственной регистрации».

По окончанию срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) некоммерческой организации либо органом, принявшими решение о ликвидации некоммерческой организации, в Управление представляется уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, с приложением промежуточного ликвидационного баланса.

Статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором заявителем подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации некоммерческой организации, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами (муниципальными органами) в установленных федеральным законом случаях;

документ об уплате государственной пошлины;

документ, подтверждающий представление соответствующих сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, некоммерческая организация одновременно с документами для государственной регистрации в связи с ликвидацией представляет подтверждение публикации сообщения о ликвидации в органах печати.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию ликвидации юридического лица взимается государственная пошлина 800 рублей, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.

В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ заявителем при ликвидации юридического лица является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Максимальный срок государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией составляет десять рабочих дней.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Формы уведомления (Р15001) и заявления (Р16001) представляемых в Управление для государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией, утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № MMВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Читать еще:  Алгоритм ликвидации юридического лица

Подпись заявителя на уведомлении и заявлении должна быть засвидетельствована нотариально.

Ликвидация автономной некоммерческой организации

Ликвидация автономной некоммерческой организации, проводится в прописанном в действующем законодательстве порядке. Вначале следует указать, что решения о прекращении существования отдельных форматов НКО вправе принимать лишь судебные органы. Это происходит в заявительном порядке.

Если в ходе функционирования НКО проводит мероприятия, несовместимые с целями ее Устава и противоречащие действующим нормативно-правовым актам, ее руководству могут вынести письменное предупреждение со стороны компетентных органов (включая правоохранительные). Выносится оно в форме представления с требованием устранить обнаруженные правонарушения. Если НКО получает больше 2-х письменных представлений/предупреждений о необходимости устранить допущенные правонарушения – может произойти ликвидация АНО по судебному постановлению.

Если ликвидация АНО стала для вас актуальна, будем рады оказать вам компетентное сопровождение в этом вопросе. У нас работают лишь настоящие профессионалы своего дела, обладающие необходимыми навыками и знаниями в данной сфере.

Стоимость ликвидации АНО

Комплект «Базовый»

  • Консультация по вопросам добровольной ликвидации НКО
  • Подготовка решения о начале процедуры ликвидации, а также сопроводительных документов
  • Подача и получение документов по нотариальной доверенности об утверждении ликвидационного баланса*
  • Подготовка документов для размещение информации о ликвидации в журнале «Вестнике»
  • Подача документов о начале процедуры ликвидации для публикации в журнале «Вестник»
  • Подготовка решения об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, а также сопроводительных документов
  • Подача и получение документов по нотариальной доверенности об утверждении промежуточного ликвидационного баланса*
  • Подготовка решения об утверждении ликвидационного баланса, а также сопроводительных документов
  • Подача и получение документов по нотариальной доверенности о начале процедуры ликвидации*

*документы подаются в территориальные органы Министерства Юстиции РФ

Комплект «Оптимальный»

  • Консультация по вопросам добровольной ликвидации НКО
  • Подготовка решения о начале процедуры ликвидации, а также сопроводительных документов
  • Подача и получение документов по нотариальной доверенности об утверждении ликвидационного баланса*
  • Подготовка документов для размещение информации о ликвидации в журнале «Вестнике»
  • Подача документов о начале процедуры ликвидации для публикации в журнале «Вестник»
  • Подготовка решения об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, а также сопроводительных документов
  • Подача и получение документов по нотариальной доверенности об утверждении промежуточного ликвидационного баланса*
  • Подготовка решения об утверждении ликвидационного баланса, а также сопроводительных документов
  • Подача и получение документов по нотариальной доверенности о начале процедуры ликвидации*
  • Получение справки из ИФНС о состоянии расчетов по налогам и сборам
  • Получение справки из ПФР о состоянии расчетов по налогам и сборам
  • Подготовка промежуточного ликвидационного баланса
  • Подготовка ликвидационного баланса

*документы подаются в территориальные органы Министерства Юстиции РФ

Начальный ликвидационный этап

Для прекращения существования НКО ее участники (учредители) и принявший ликвидационное решение властный орган организуют специальную ликвидационную комиссию. Ими же регламентируются сроки, порядок последующих процедур на основании законодательных положений.

Когда идет ликвидация автономной некоммерческой организации, остающееся после возмещения кредиторских претензий имущество (если другое не устанавливается федеральным законодательством), согласно учредительной документации НКО, направляется на учредительные либо гуманитарные цели. Если же имущество прекращающей существование НКО нельзя в дальнейшем эксплуатировать согласно с положениями, прописанными в ее учредительной документации — оно передается в пользу государства. Исключением будет являться ликвидация АНО (учреждений) некоммерческих форм партнерств.

Ликвидационные мероприятия

Процедуры по прекращению существования НКО регламентируются федеральным законодательством (ФЗ № 7 от 12.01.1996 г.). После того, как создана ликвидационная комиссия, в СМИ, обычно публикующих данные о госрегистрации юрлиц, размещается сообщение о прекращении существования НКО, регламенте подачи заявлений с кредиторскими материальными претензиями. Период предъявления кредиторских претензий не может составлять меньше 2 месяцев с момента публичного уведомления о том, что происходит ликвидация АНО или иной формы НКО.

Помимо этого, ликвидационная комиссия также выявляет кредиторов и осуществляет мероприятия для оплаты дебиторской задолженности. Все кредиторыуведомляются письменноо происходящем прекращении деятельности НКО. По истечению сроков, в которые могут быть выдвинуты кредиторские претензии,комиссия обязана составить ликвидационный промежуточный баланс. Он включает в себя информацию о составе имущественных активов аннулируемой НКО, перечне предъявленных кредиторских претензий, а также итогах их рассмотрения. Этот баланс должен быть утвержден участниками/учредителями НКО или же органом, принимающим ликвидационное решение.

Прекращение существования НКО становится завершенным юридически сразу после внесения надлежащей записи в ЕГРЮЛ.

Обращайтесь к нам, и мы с удовольствием возьмем на себя все ликвидационные хлопоты. Заказывая услугу ликвидация автономной некоммерческой организации у нас, вы получаете гарантированное качество и оперативный результат по доступным ценам.

Особенности ликвидации АНО

Иногда возникает ситуация, когда необходимо ликвидировать АНО (автономная некоммерческая организация). Многие организации такого типа в независимости от направления деятельности, здравоохранения, спорта или благотворительности, часто просто выполнив свою первоначальную цель, становятся ненужными.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Но просто закрыть главный офис не получится, для прекращения деятельности предстоит пройти сложный путь. Порядок ликвидации АНО предусмотрен действующим законодательством ГК РФ.

Учредители обязаны информировать общественность о намерении ликвидировать АНО, но от объяснений причин закрытия руководство может отказаться.

Также стоит учитывать, что процесс займет достаточно много времени, даже если совет директоров примет решение придерживаться альтернативного метода.

Законодательством предусматривается соблюдение условий для ликвидации автономной некоммерческой организации:

  • наличие пакета документов;
  • проведение голосования о ликвидации организации в присутствие всех учредителей;
  • подать объявление в редакцию уполномоченной газеты, о намерении провести ликвидацию организации;
  • проведение ликвидации начинается через два месяца после размещения объявления в средствах массовой информации;
  • формирование ликвидационной комиссии и ликвидатора;
  • составить промежуточный баланс;

  • составление уведомления в уполномоченные органы регистрации юридических лиц о намерении закрыть организацию с предоставлением всех необходимых документов и сведений о ликвидаторе.
  • необходимо предоставить данные о ликвидационном балансе организации;
  • необходимо сдать печать юридического лица и получить соответствующую справку;
  • необходимо подать соответствующие документы в Министерство Юстиции.

Важно: Согласно ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей», все документы для ликвидации АНО предоставляются в уполномоченные органы не раньше чем через два месяца после утверждения решения о предстоящем закрытии.

Причинами ликвидации действующей АНО могут быть различные ситуации:

  1. Отклонение от первоначальных целей, которые преследовались учредителями в момент регистрации организации.
  2. Невозможность осуществления запланированных мероприятий, связанных с достижением целей.
  3. Финансовая нестабильность.
  4. Банкротство.

Существует несколько основных методов ликвидации АНО:

  • добровольное закрытие организации;
  • альтернативный метод путем поглощения или реструктуризации. Такой способ возможен даже при наличии долговых обязательств;
  • альтернативная ликвидация с помощью смены состава учредителей;
  • ликвидация по решению суда;
  • ликвидация в процессе признания организации банкротом.

Важно: Материальную ответственность за долги организации типа АНО не несут ее учредители, так как и организация не несет ответственности за долги учредителей.

Пошаговая инструкция

Ликвидация АНО несколько отличается от процесса закрытия других юридических лиц, необходимо учитывать, что особое внимание стоит уделить документам и не допускать фактических ошибок, поскольку это может привести к более тщательным проверкам и затянуть процесс еще на несколько недель, а то и месяцев.

ГК РФ предусматривается порядок прекращения деятельности АНО:

  • учредители должны составить документ о принятие решение ликвидации. Процесс закрытия начинается с момента принятия решения;
  • после принятия решения о ликвидации, учредители обязуются утвердить ликвидационную комиссию и назначить ликвидатора. Все сведения о ликвидаторе представляются в уполномоченные органы в момент предоставления заявления о ликвидации организации;
  • ликвидатор обязан проинформировать общественность, через средства массовой информации. После этого необходимо выждать обязательные два месяца, прежде чем приступить к следующему этапу ликвидации. Это делается для того, чтобы все кредиторы, могли предъявить свои требования до момента фактической ликвидации;
  • главный бухгалтер проводит анализ внутренних финансовых оборотов организации и составляет промежуточный баланс с учетом всех задолженностей и предстоящих платежей. После подачи заявления составляется ликвидационный баланс;
  • погашение долговых обязательств перед кредиторами, даже при незначительных суммах;
  • после того как пройдут два месяца с момента публикации объявления о ликвидации, необходимо составить заявление в органы регистрации юридических лиц о намерении прекратить деятельность организации;
  • подача всех необходимых документов для ликвидации АНО, на основании которых уполномоченные органы будут принимать решение.
Читать еще:  Ликвидация филиала организации

Важно: Если в процессе ликвидации на счету компании остаются активы, они не переходят в собственность учредителей, средства распределяются согласно внутреннему уставу АНО или передаются на счет благотворительной организации.

Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО, читайте по ссылке.

Какие нужны документы

В процессе ликвидации автономной некоммерческой организации понадобится предоставить ряд документов в органы регистрации юридических лиц:

  • оригинал свидетельства о регистрации в органах регистрации юридических лиц;

  • заявление о намерении прекратить деятельность организации;
  • ликвидационный баланс организации, который имеет специальную отметку налоговой инспекции;

Ликвидация АНО в 2019 году пошаговая инструкция

Автономная некоммерческая организация (АНО) – это организация, которая не имеет членства и существует за счет добровольных взносов. Основной целью такой организации является не получение, какой то прибыли, а предоставление услуг в области науки, культуры, здравоохранения и образования, физкультуры и спорта. Некоммерческий организации имеют особый налоговый статус, который позволяет получать государственные налоговые льготы.

Особенности деятельности АНО

Статья 10 ФЗ№7 «О некоммерческих организациях» регламентирует правовые нормы деятельности АНО.

Основными их особенностями можно выделить:

  • Учредители, которые решили предоставить, в качестве взноса, свое имущество, они сразу теряют на него право, то есть оно становиться сразу собственностью некоммерческой организации;
  • Учредители некоммерческой организации не несут ответственность по обязательствам, созданной ими организации, и организация так же не несет ни какой ответственности за учредителей;
  • Надзор за деятельностью некоммерческой организации производят учредители на основании Устава организации. Эта норма применяется только в том случае, если учредителем АНО является юридическое лицо.
  • Система управления некоммерческой организации должна иметь в обязательном порядке высшего органа управления, причем он должен быть коллегиальным, то есть не меньше двух человек. Должен быть создан и ответственно функционировать исполнительный орган, но он может быть как коллегиальным, так и единоличным.

Принятие решения о закрытии некоммерческой организации

Если возникла необходимость в закрытии некоммерческой организации, тогда ей необходимо будет соблюдать все процедуры, которые предусмотрены законодательством. Алгоритм ликвидации АНО из реестра юридических лиц предусматривает:

  • Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • Уведомить контрагентов о том, что организация закрывается;
  • Подготовить пакет документов для закрытия организации.

Особое внимание к деятельности АНО объясняется применением льготного режима налогообложения. Учредители имеют полное право не разглашать причину закрытия организации.

Важно. Одна из основных причин закрытия некоммерческих организаций – это то, что идет отклонение от основной цели созданной организации, а так же невозможность выполнять основных задач, нарастает финансовая нестабильность, что приводит к банкротству организации.

Прежде чем закрыть некоммерческую организацию, необходимо соблюсти определенные условия, а именно:

  • Подготовить документы на закрытие;
  • Собрать собрание, на котором будет решен вопрос о прекращении деятельности некоммерческой организации. В обязательном порядке действия по закрытию организации должны быть запротоколированы;
  • В средства массовой информации нужно подать объявление о прекращение деятельности организации;
  • После размещения объявления, то есть его опубликовали, можно считать, что процесс закрытия предприятия начался. Согласно законодательству срок закрытия составляет два месяца с момента размещения объявления в средствах массовой информации о закрытии организации;
  • Необходимо сформировать комиссию, которая будет наблюдать за процессом прекращения деятельности. Так же назначается ликвидатор АНО, то есть ответственное лицо или управляющий;
  • Подготовить бухгалтерскую отчетность, составить ликвидационный баланс;
  • Составить промежуточный баланс.

Алгоритм закрытия АНО

Согласно действующему законодательству предусмотрено несколько алгоритмов закрытия некоммерческой организации, какие именно рассмотрим ниже:

  • Предприятия закрывается в режиме добровольной ликвидации, на основании принятого решения учредителей;
  • Прекращение деятельности АНО с использованием альтернативного варианта, а именно происходит поглощение более крупным предприятием;
  • Использование варианта реструктуризации;
  • Закрытие АНО в связи со сменой состава учредителей.

Так же закрытие некоммерческой организации возможно по решению судебных органов. Когда АНО тесно взаимодействие с другими организациями на фоне ослабевающего финансирования нередко приводит руководство в тупик. В таком случае кредиторы, которые переживают за свои средства, могут обратиться в суд с требованием принудительного закрытия организации, которая на стадии банкротства уже. В такой ситуации у учредителей нет необходимости проводить все этапы добровольной ликвидации организации, так как причина ликвидации организации уже ясна.

Когда управляющий орган получает решение о закрытии АНО, он должен направить его в налоговый орган и только после этого некоммерческая организация будет снята с учета.

Пошаговая инструкция закрытия АНО

Процесс закрытия автономной некоммерческой организации ни чем не отличается от процедуры закрытия любого другого юридического лица. Обязательно нужно соблюдать требования к оформлению документов. Наличие ошибок или каких-то недочетов может затянуть процесс закрытия АНО, а так же повышенное внимание со стороны государственных органов, которые производят надзор за изменением статуса АНО. И так рассмотрим пошаговую инструкции закрытия АНО:

  • Учредители собирают собрание. Составляется протокол, в котором фиксируются все присутствующие на собрании участники, решающие вопросы, итоги голосования и т.д. Протокол заверяется всеми участниками. После этого протокол передается в Министерство юстиции.
  • Затем создается комиссия, которая будет проверять финансово-хозяйственную деятельность организации, а так же надзор за оформлением отчетных бухгалтерских документов. На данном этапе так же назначается и ликвидатор, который будет отвечать за сопровождение всего процесса закрытия АНО;
  • Направляется уведомление в средства массовой информации о закрытии АНО. С момента официальной публикации в СМИ информации о закрытии АНО, организация может в течение двух месяцев принимать претензии от дебиторов и кредиторов;
  • Главным бухгалтером юридического лица проводится проверка финансовых показателей, сводные данные служат для формирования промежуточного баланса;
  • Имеющиеся активы в организации будут направлены на погашение кредиторской задолженности в порядке установленной очереди;
  • После того, как пройдет два месяца с момента опубликования объявления в СМИ информации о закрытии АНО, необходимо в налоговую инспекцию предоставить заявление о закрытии АНО. Все документы, которые предоставляются вместе с заявлением, проверяются очень внимательно налоговым инспектором, и только после этого принимается решение.

Какие документы нужны при закрытии АНО

При закрытии АНО необходимо собрать определенный пакет документов и этому следует уделить особое внимание, если руководитель АНО не хочет попасть в неприятную ситуацию. В налоговую инспекцию необходимо предоставить, такие документы как:

  • Оригинал свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации (ОГРН);
  • Заявление, в котором организация выражает свое желание закрыть свою деятельность;
  • Квитанцию или иной документ, который подтверждает уплаты государственной пошлины за закрытие организации;
  • Документ, который подтверждает, что организация произвела все расчеты с негосударственными фондами;
  • Выписка из публикации о том, что предприятие прекращает свою деятельность;
  • Сведения обо всех учредителей и главном бухгалтере предприятия, а именно: паспортные данные, ИНН как физических лиц;
  • Копии устава организации и государственного реестра.

Стоимость закрытия АНО

На начальном этапе закрытия автономной некоммерческой организации необходимо уплатить государственную пошлину, размер которой составляет 800 рублей.

Если ликвидация АНО вызвана банкротством, тогда государственная пошлина не оплачивается.

Читайте также:

Сроки изменение статуса АНО в ЕГРЮЛ

После того, как налоговая инспекция получила весь необходимый пакет для закрытия АНО, она в течение 5 рабочих дней должна внести изменения в ЕГРЮЛ. А в течение следующего рабочего дня подготовить справку для УФРС по СК, которая выдается заявителю в качестве подтверждения, что организация полностью прекратила свою деятельность. В следующие три дня справка передается ответственному лицу, стоявшему за регистрацией процесса ликвидации.

Важно. Указанные выше сроки не регулируются только в том случае, если прекращение деятельности некоммерческой организации инициализировано в судебном порядке. При таком раскладе внесение изменений в ЕГРЮЛ производится после полного прекращения судебного процесса.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1 Когда можно считать, что процесс закрытие АНО начался?

Ответ: Начало процесса закрытия АНО можно считать начатым тогда, когда в СМИ официально опубликовано объявление о закрытии организации.

Вопрос № 2 Каким документом фиксируется собрание учредителей, на котором они приняли решение о закрытии АНО?

Ответ: Решение учредителей о закрытии АНО должно быть зафиксировано протокол, который подписывают все участники собрания.

Вопрос №3 Через какое время необходимо предоставить заявление в налоговую инспекцию о закрытии АНО?

Ответ: Заявление о закрытии АНО в налоговую инспекцию предоставляется через два месяца после того, как было опубликовано объявление в СМИ о закрытии организации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector